Диалогическая речь. Самостоятельное составление диалогов на основе просмотренных фильмов. Этикетные формулы, используемые в диалогах
Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными
Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. Понятие о простых и сложных предложениях. Наблюдение за ролью второстепенных членов предложения. Значение и интонация сложного предложения
Буквы а, у после всегда мягких [ч’], [ш’:]; буква и после всегда твердых [ж], [ш]. Гласные о, е, е после шипящих
Типы предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения с частицей ли. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение
Гласные и согласные звуки. Обозначение их условными знаками. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение количества слогов
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Предложения с эмоциональной окраской (восклицательные). Вопросительные предложения с частицей ли (укр. чи). Интонационная оформленность предложений. Логическое ударение. Знаки препинания в конце предложения
Предложение. Основные признаки предложения: смысловая законченность и интонационная оформленность. Простое и сложное предложение
Построение текста. Развитие умения различать в тексте зачин, основную часть, заключение, умение строить текст. Культура оформления письменной работы в тетради и на доске
Игра в школу. Отработка произношения звуков [г], [г’]. Глаголы прошедшего времени: писал, писали. Аудирование. Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний, относящихся к разговорному и художественному стилям. Работа над скороговоркой. Признаки хорошего высказывания (четкость дикции)
Алфавит. Последовательность букв в русском алфавите, их названия. Заглавная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов и сел. Совершенствование графических навыков письма
Урок. Учебные вещи. Отдельные грамматические формы (без терминов): существительные I и II склонения в дательном и предложном падежах (к доске, в пенале, на парте). Закрепление произношения звука [ч’]. Скороговорка. Отработка четкости дикции
Виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Сложные предложения с сочинением и подчинением
Закрепление умения делить слова на слоги. Выделение ударного слога. Вырабатывание силы голоса. Игра в слова. Разучивание наизусть стихотворений
Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. “Дом, в котором мы живем”
Тематическая контрольная работа “Бессоюзные сложные предложения”. Тестирование. Контрольное аудирование
Основные способы словообразования в русском языке (продолжение). Работа над развитием и культурой речи. “Знакомьтесь
Береги свое здоровье. Глаголы (отдельные грамматические формы, без использования терминов) единственного и множественного числа настоящего и будущего времени (умывается, вытирается, умываются, вытираются, умоется, умоются)
Развитие письменной речи. Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) о прочитанных произведениях. Умение высказывать свое мнение
Аудирование. Слушание-понимание стихотворений. Картины, возникающие в воображении при слушании. Рисунок по тексту. Отработка силы голоса
Произношение и написание слов с сочетанием согласных (возьму, песня и т. д.) Правило употребления мягкого знака в этой позиции. Перенос слов. Развитие орфографической зоркости
Имя существительное как часть речи (закрепление). Работа над развитием и культурой речи. “Чтоб ноги веселей пошли”
Произношение и обозначение на письме слабых позиций согласных звуков в словах. Развитие орфографической зоркости
Весна. Мамин праздник. Составление диалога по рисунку. Инсценировка “Поздравь маму”. Звуковой анализ слова цветы
Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения
Родина. Слушание стихотворений о Родине. Заучивание стихотворений со слов учителя. Чтение звуковых схем слов
Аудирование. Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний, относящихся к художественному стилю (русская народная сказка). Понимание фактического содержания текста (что, кто, где, когда, какой). Работа над загадкой
Твердые и мягкие согласные, их произношение и обозначение (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Интерьер
Закрепление изученного материала. Слушание-понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)
Тематическая контрольная работа “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”. Тестирование
Класс. Усвоение слов стол, стул, доска, окно, большой, маленький. Слушание-понимание несложных высказываний. Игра “Угадай, где спрятали”. Отдельные грамматические формы глаголов (без терминов). Логические упражнения на развитие умения отвечать на вопросы: “Что делает?”, “Что делают?”
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната”
Словообразование имен существительных. Развитие речи. Культура речи. “Корней Чуковский: знаменитый Мойдодыр”
Аудирование. Сказка “Колобок”. Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Картины, возникающие в воображении при слушании. Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказываться собеседнику, говорить понятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости). Воспроизведение прослушанных диалогов
Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. “Животные на службе у человека”
Имя существительное как часть речи. Значение существительного. Развитие речи. Культура речи. “Вот моя деревня…”
Обращение, стоящее в начале и конце предложения. Знаки препинания при обращении. Употребление существительных в форме именительного падежа в роли обращения. Развитие пунктуационной зоркости
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом (по дорогам, по страницам)
Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения слов, близких по звучанию к украинским
Дружим, дружба, друзья. Понимание содержания воспринятых на слух пословиц и поговорок (предложений) о дружбе. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый и др.)
Осень. Предложения, в которых о чем-то рассказывают. Интонация законченного предложения. Составление предложений по рисунку
Звонкие и глухие согласные звуки. Отработка произношения и правописания сильной позиции согласных звуков в словах
Формы прошедшего времени глаголов. Развитие речи. Культура речи. “Животный мир в дикой природе” (продолжение)
Словосочетания. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову
Звуковой анализ слов. Выделение гласных в слоге, начальных и конечных звуков в словах. Произношение вслед за учителем слов с четким выделением ударного гласного
Обобщение изученного по теме “Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)”
Восклицательные предложения. Предложения, содержащие утверждение или отрицание. Отдельные формы глаголов (без употребления терминов)
Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Развитие речи. Культура речи. “Книга
Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры
Аудирование. Особенности слушания как вида речевой деятельности. Понимание фактического содержания темы, основной мысли произведения
Природа. Времена года (осень). Разучивание стихотворения об осени со слов учителя. Картины, возникающие в воображении при слушании. Признаки хорошего высказывания (громкость, темп речи)
Устная монологическая речь. Основные требования к устному высказыванию: связность, наличие своей точки зрения, учет интересов слушателя, ситуация общения. Выборочный пересказ прослушанного и обсужденного повествовательного текста
Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопрос от одного слова к другому. Предлоги с пространственным значением: у, в, под, над, к, от, из, с, по и т. д
К. И. Чуковский “Айболит”. Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Выполнение коротких инструкций, данных в тексте
Звук слова. Упражнение в четком и выразительном произношении звуков [т’] и [ч’], [ш] и [ч]. Различение на слух подобных, но неодинаковых по звучанию слов (шашки
Обычаи народа. Новый год. Инсценировка сказки о Новом годе. Использование в диалогах этикетных формул: “О!”, “Как хорошо!”, “Здорово!”, “Неужели?”
Содержание, заглавие текста. Подбор заглавий к тексту (с опорой на вспомогательные материалы). Деление связного высказывания на предложения. Деление предложения на слова. Графическое моделирование предложения из одного, двух слов
Повторение и обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”. Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке
Повторение изученного о простом предложении. Диктант-перевод с украинского языка на русский с грамматическим заданием
Семья. Предложения, в которых о чем-то спрашивают. Составление предложений по теме из данных слов, по данному началу, по рисунку. Дополнение предложений 1-2 словами из данного ряда
Село. Закрепление изученных слов по теме. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного. Изменение значения слов способом добавления или удаления одного звука в слове
Предложение (продолжение). Понятие о второстепенных членах предложения. Развитие речи. Культура речи. “В окно повеяло весною”
Диалогическая речь. Самостоятельное составление диалогов на основе жизненного опыта. Этикетные формулы, используемые в диалогах
Тематическая контрольная работа. “Словосочетание и предложение”. Тестирование. Контрольное чтение молча
Речевая деятельность. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Изложение текста художественного стиля
Слог. Роль гласных в образовании слога. Совершенствование умения делить слово на слоги. Развитие произносительных навыков в соответствии с орфоэпическими нормами. Проверочная работа. Диалог
Чтение. Совершенствование навыка чтения слов с ассимиляцией согласных по звонкости-глухости (сказка; сбыть) и некоторыми другими сочетаниями согласных
Тематическая контрольная работа “Сложноподчиненные предложения”. Слуховой диктант. Контрольное чтение молча
Обособленные дополнения. Употребление предлогов кроме, вместо, сверх, включая, наряду с… с существительными
Сказка “Репка”. Развитие диалогической речи. Прослушивание эпизодов сказки “Репка”. Соотнесение эпизодов с рисунками
Времена года. Усвоение новых слов. Составление диалога по данному началу с опорой на рисунок. Заучивание стихотворений о весне. Признаки хорошего высказывания (темп речи, четкость дикции)
Чтение вслух предложений интонационно правильно, с соблюдением норм произношения. Работа над интонационной выразительностью чтения
Город. Закрепление изученных слов по теме. Составление связного высказывания по рисунку. Моделирование и чтение звуковых схем
Пересказ отдельных эпизодов сказки (2-3 предложения). Составление высказывания с использованием вспомогательных материалов (иллюстрации к сказке)
Значение и строение сложного предложения. Характер и средства связи между частями сложного предложения
К. И. Чуковский “Федорино горе”. Соотнесение текста с рисунками. Заучивание отрывков сказки. Чтение отрывков сказки в лицах. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям
Построение предложений с союзами не только…, но и…; если не…, то…; хотя и…, но… . Запятая между однородными членами
Чтение. Особенности чтения вслух и молча. Понимание основной мысли отдельных образных выражений текста (в ходе совместного обсуждения)
Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями
Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Культура речи. Развитие речи. “Гонимы вешними лучами…”
Времена года. Рассказ К. Ушинского “Четыре желания”. Понимание фактического содержания текста. Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию текста (“да
Чтение. Понимание фактического содержания прочитанного незнакомого текста после предварительной подготовки, с опорой на вспомогательные слова
Мы считаем. Игра “Что и сколько у меня в пенале”. Отдельные грамматические формы предлогов (без терминов): у, в, к, от
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Подчинительные союзы и союзные слова в русском и украинском языках
Обращение нераспространенное и распространенное. Имена существительные и субстантивированные слова в роли обращений. Знаки препинания в предложении с обращением
Оглушение звонких согласных и озвончение глухих (продолжение темы). Произношение и написание сочетаний стн
Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в четком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч’], [ш
Тематическая контрольная работа. “Обособленные члены предложения”. Тестирование. Контрольное аудирование
Семья. Составление диалогов (с опорой на вспомогательные материалы). Этикетные формулы, используемые в диалогах: “Спасибо!”, “Пожалуйста!”, “Не сердись, я нечаянно!”, “Извините!”
Чтение. Совершенствование навыка чтения слов, написание которых не полностью соответствует произношению
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Интонация в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах
Формы притяжательных местоимений: мой, твой, его, ее (укр. мій, твій, його, її). Указательные местоимения: этот, эта, это (укр. цей, ця, це)
Семья. Предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают. Интонация законченного предложения
Закрепление изученного материала. Деление слов на слоги. Определение ударного гласного. Чтение звуковых схем слов. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме
Падежи имен существительных. Падежные окончания имен существительных. Развитие речи. Культура речи. “Улицы родного города”
Вопросы к тексту (о содержании, смысле, значении слов и выражений, связи с жизненным опытом читателя, отношении к прочитанному). Слова автора и персонажей в тексте с диалогом
Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего
Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям
Развитие письменной речи. Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) по материалам наблюдений о погоде на сегодня
Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Звонкие и глухие согласные в сильных и слабых позициях
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Предложения с последовательным подчинением частей
Диалогическая речь. Самостоятельное составление диалогов-впечатлений о прочитанных произведениях. Этикетные формулы, используемые в диалогах
Произношение и написание сочетаний пя, мя, вя, пе, ме, бе в сопоставлении с сочетаниями, содержащими звук [й]: пья, мья, бья и т. д
Труд людей в селе, профессии. Удвоение слов. Слоговой анализ, определение ударения. Моделирование слов
Обычаи народа. Разучивание наизусть колядок. Признаки хорошего высказывания (темп речи, четкость дикции)
Признаки хорошего высказывания (содержательность, соответствующая громкость). Составление предложений из данных слов, по рисунку
Наречие (практически и с опорой на украинский язык). Общее понятие о наречии. Ударение некоторых наречий. Развитие речи. Культура речи. “Под водой”
Произношение и написание сочетаний букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ. Правило переноса слов с этими сочетаниями. Развитие орфографической зоркости
Обобщение и систематизация изученного по теме “Однородные члены предложения. Обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения)”
Твердые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твердых согласных мягкими
Окончания имен прилагательных (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Как мы выглядим?” (продолжение)
Диалогическая речь. Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, уважать другие мнения). Воспроизведение прослушанных диалогов, составление диалогов с опорой на вспомогательные слова. Этикетные формулы, используемые в диалогах
Несклоняемые существительные. Развитие речи. Культура речи. “Эдуард Успенский: самый детский писатель”
Склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных. Развитие речи. Культура речи. “Заядлые рыбаки”
Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме (продолжение). Развитие речи. Культура речи. Дом, в котором мы живем (продолжение)
Запятая при однородных членах предложения, не соединенных союзами, с одиночными союзами и (за) и повторяющимися союзами и (да). Запятая перед союзами а, но
Глаголы настоящего времени во втором лице единственного числа. Развитие речи. Культура речи. “Их стихия
Прилагательные, причастия, существительные и местоимения в роли согласованных и несогласованных обособленных определений и приложений
9 мая. Усвоение новых знаний. Звуковой анализ, определение ударения. Составление связного высказывания о Дне Победы. Слушание рассказов о Великой Отечественной войне. Сопереживание действующим лицам
Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарем. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твердых и мягких согласных
Город. Труд людей, профессии. Заучивание пословиц о труде. Отдельные грамматические формы глаголов (быть, хотеть). Работа с текстом рассказа Е. Пермяка “Для чего руки нужны?”. Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию текста (“да
Ударение. Совершенствование умения определять в слове ударение. Развитие умения различать слоги слова в зависимости от места нахождения ударения, сопоставлять произношение и написание
Ответы на задания контрольного тестирования, данные в учебном пособии “Тетрадь для контрольных работ по русскому языку. 4 класс” автора Е. И. Самоновой
Сказка “Теремок”. Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию сказки. Воспроизведение, инсценировка диалогов из сказки
Аудирование. Слушание рассказа-миниатюры. Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта)
Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов
Относительные, отрицательные и неопределенные местоимения. Развитие речи. Культура речи. “Некрасивых цветов не бывает”
Деепричастия и существительные с предлогами ввиду, вследствие, по причине, благодаря, при условии, с согласия… в роли обособленных обстоятельств
Речевая деятельность. Общее представление об общении и речи, об адресате речи. Формы речи. Основные правила общения
Слабая позиция гласных звуков в слове. Произношение слогов слабой позиции. Работа с орфографическим словарем. Развитие орфографической зоркости. Проверочная работа. Аудирование
Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Развитие речи. Культура речи. “Утро вечера мудренее”
Глаголы настоящего и будущего времени в 3-м лице. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение
Деление слов на слоги. Понятие ударения. Ударный слог. Четкое выделение ударного гласного в словах. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый)
Односоставные предложения. Главный член односоставных предложений в форме сказуемого и в форме подлежащего. Речевая деятельность. Понятие об описании местности
Проверочная работа. Языковые умения и навыки по теме “Звуки и буквы. Слог. Ударение. Значение слов”. Повторение и закрепление изученного материала
Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях
Предложения с однородными членами, соединенными союзами и без союзов. Интонация перечисления. Запятая при однородных членах предложения, не соединенных союзами, с одиночными союзами и (да). Развитие речи. Культура речи. “…пышное природы увяданье”
Слушание-понимание несложных высказываний. Русская народная игра “Гуси, гуси.”. Закрепление произношения звуков [г], [г’]. Регулирование дыхания, темпа речи, силы голоса
Тематическая контрольная работа “Сложное предложение. Сложносочиненные предложения”. Тестирование. Контрольное аудирование
Тематическая контрольная работа “Сложные предложения с различными видами связи”. Тестирование. Контрольное чтение молча
Родовые окончания и склонение качественных и относительных прилагательных. Развитие речи. Культура речи. “Уроки вежливости”
Сильная и слабая позиция гласных звуков в слове. Проверка правописания слабых позиций гласных звуков. Развитие орфографической зоркости. Проверочная работа. Списывание
Развитие речи. Культура речи. “Народные умельцы”. Подведение итогов изучения темы “Состав слова. Словообразование. Орфография”
Тематическая контрольная работа “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”. Слуховой диктант
Мы рисуем. Цвета и цветы. Отдельные грамматические формы (без использования терминов): прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа. Усвоение слов желтый, синий, зеленый
Проверочная работа. Языковые умения и навыки по теме “Текст. Предложение”. Повторение и закрепление изученного материала
Аудирование. Слушание-понимание текста, относящегося к художественному стилю. Собственное мнение учащегося по поводу прослушанного текста
Звуковой анализ слов. Моделирование односложных слов. Чтение звуковой схемы слова, в которой указано количество звуков и обозначен гласный звук
Село. В саду. Фрукты и цветы. Усвоение новых слов. Соотнесение слов с изображениями предметов. Составление предложений из данных слов, по рисунку