24 мая

УРОК № 70. II вариант

Тема. 24 мая – День славянской письменности

Цель: познакомить учащихся со славянским праздником – Днем письменности; повторить и закрепить изученный материал; проверить умение использовать приобретенные знания; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся применяют полученные знания, различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв русского алфавита; проявляют внимательность, наблюдательность.

Оборудование: русский алфавит, карточки с заданиями, буквы

греческого алфавита; изображения братьев Кирилла и Мефодия.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-праздник)

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Слово учителя.

Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков предметов к буквам, уже ничего не имеющим общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи.

Много интересного могла бы нам рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобретали привычный нам сегодня вид.

Сегодня мы заглянем на

несколько веков назад и узнаем, как все начиналось.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

– Слово учителя.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке отражен весь мир, вся наша жизнь. Но искусством письма люди владели не всегда.

– Сообщения учащихся.

1 ученик. Вначале появилось картинное письмо (изображение рисунками) – пиктография. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображен хлеб, овощного магазина – овощи и фрукты, часовой мастерской – часы, оптики – очки. До IX века у славян не было собственных букв. И потому не было письменности. Славяне не могли написать ни книг, ни даже писем друг другу.

Кому же принадлежит заслуга создания славянского книжного языка?

2 ученик. В IX веке в Византии в г. Солунь (ныне г. Салоники в Греции) жили братья Константин (при крещении получил имя Кирилл) и Мефодий. Это были мудрые, образованные люди, хорошо знавшие славянский язык. Они откликнулись на просьбу князя Ростислава прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах.

3 ученик. И вот братья, приехав к славянам, создали славянскую азбуку, которую впоследствии назвали кириллицей. Братья приспособили греческий алфавит для звуков славянского языка. Так что наша азбука – “дочка” греческого алфавита. Многие буквы были взяты из греческого алфавита, поэтому и с виду похожи.

Сравните (таблица изображена на доске):

Греческие буквы

Славянские буквы

А 24 мая

Аа

В?

Вв

Г?

Гг

Кк

Кк

4 ученик. Всего в славянском алфавите было 38 букв: 24 буквы подобны греческим, а 14 букв созданы по славянской речи. Славянский книжный язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (русские, украинцы, белорусы).

5 ученик. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно он отмечается в Болгарии. В этот день все жители выходят на улицы. Люди несут в руках огромные буквы. Несут портреты Кирилла и Мефодия, лозунги: “Наука – это солнце”.

С 1994 г. в Украине 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. А 9 ноября отмечается День украинской письменности и языка.

– Вопросы учащимся.

– Чем отличается азбука от алфавита?

– Кто создал славянскую книжную речь?

– Что старше: азбука или алфавит?

– Какая русская пословица близка по смыслу болгарской “Наука – это солнце”? (“Ученье – свет, неученье – тьма”.)

– Слово учителя.

А готовы ли вы, ребята, отправиться на праздник Дня славянской письменности? Знаете ли вы буквы и звуки? Знаете ли в чем их отличие?

Праздник – это всегда подарки. Подарки к сегодняшнему празднику – это ваши правильные ответы. Готовы? Тогда начинаем!

– Лингвистическая разминка.

1. Отгадайте загадки.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все…

Ответ: алфавит.

Из названий каких двух букв можно приготовить еду?

Ответ: ка-ша, у-ха.

Названия каких двух букв составляют эпоху?

Ответ: эр-а.

В состав каких слов входят названия нот?

Ответ: фа-соль, ми-ля, до-ля, соль.

2. Прочитайте ребусы.

(Ребусы записаны на доске.)

7я, 40а, 100л, 100н, 100г.

Ответ: семья, сорока, стол, стон, стог.

– Игра “Одна буква, марш!”

(Можно объединить учащихся в команды с условием, кто быстрее выполнит задание.)

1. Из каждого слова выньте по одной букве, чтобы получилось новое слово.

Образец: горсть – гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

2. Добавьте к каждому слову по букве, чтобы получилось новое слово.

Образец: роза – гроза.

Рубка (трубка), дар (удар), стол (ствол), клад (склад), лапа (лампа), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус).

3. Замените одну согласную букву другой, чтобы получилось новое слово.

Образец: ногти – когти.

Булка (белка), лапка (шапка), зубы (губы), киска (миска), галка (палка), орел (брел), норка (корка), клин (блин), тоска (доска).

– Игра “Перевертыши”.

1. Прочитайте предложения. как вы думаете, что это за предложения? Прочтите их справа налево.

(У учащихся на партах карточки с предложениями.)

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко.

Аргентина манит негра.

Рвал дед лавр.

2. Придумайте несколько предложений со словами-“перевертышами”.

3. Прочтите слово в обратном порядке, произнося звуки так, чтобы получилось новое слово.

Из слова лен – цифра (ноль); из слова лай – дерево (ель); из слова люк – большой кулек (куль); из слова ток – домашнее животное (кот); из слова шел – неправда (ложь).

– Вопросы учащимся.

– Посмотрите еще раз на наш алфавит: какие буквы в нем выполняют двойную роль? (Буквы е, е, ю, я, ь.)

– Укажите двойную роль букв е, е, ю, я.

– Какие две роли играет ь?

– Игра “Кто больше?”

1. За заданное количество времени запишите как можно больше слов, в которых буквы е, е, ю, я обозначают: I вариант – два звука; II вариант – один звук и мягкость предыдущего согласного.

2. Придумайте пары слов, различающиеся только наличием ь, но обозначающие совершенно разные предметы или действия.

Образец: ель – ел, конь – кон, быль – был, кровь – кров, мель – мел.

– Задания учащимся.

1. В предложении двумя чертами подчеркните буквы е, е, ю, я, обозначающие два звука, одной чертой – один звук.

Юра принес друзьям рулет с яблоками и медом.

2. Перепишите с карточки в тетрадь слова, вставив, где нужно, ь и ъ разделительные знаки.

В..езд, сем..я, объявление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..езный, бар..ер, руж..е, журчан..е.

– Слово учителя с элементами беседы.

Вспомните выражение “Стоять фертом”. Что это значит? Какая буква так называлась в славянской азбуке? Обратили ли вы внимание на то, что эта буква нам сегодня почти не встречалась? Действительно, буква ф встречается крайне редко, там где о встречается 90 раз, ф встретится всего два. Но тем не менее у нее своя роль. Это буква-переводчица. Без нее не обойтись, когда пишем слова иностранного происхождения: кофе, фонарь, лифт, фамилия, финиш.

– Игра “Кто больше?”

Запишите как можно больше слов, начинающихся на букву ф. (Можно соревноваться по рядам или по группам.)

– Слово учителя.

Есть в нашем алфавите очень скромные буквы. Почему скромные? Послушайте стихотворение об одной из них:

“Ы” на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но не ты, не мы, не вы

Не обходимся без “Ы”.

(С. Михалков)

– Игра “Кто больше?”

Подберите как можно больше существительных единственного числа, включающих букву ы.

– Слово учителя с элементами беседы.

Знание алфавита понадобится нам прежде всего при работе с разными словарями.

– С какими словарями вы познакомились в этом учебном году?

Наш праздник подходит к концу. У каждого из вас может быть любимая буква, однако, как мы убедились сегодня, все буквы важны и нужны.

– Творческая работа.

Выберите любую букву нашего алфавита и напишите ей небольшое письмо-благодарность за то, что эта буква есть.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить изученный материал.

V. ИТОГ УРОКА

– Зачитывание творческих работ нескольких учеников.

– Вопрос учащимся.

– Как возник праздник – День славянской письменности?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


24 мая - Плани-конспекти уроків по російській мові


24 мая