АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ

Урок 8. АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ

Развиваем умение определять повое в тексте

43. Прочитай. Какое настроение передано автором?

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

С. Есенин

· О каком времени года идет речь? Какие слова тебе это “подсказали”?

· Если бы нужно было проиллюстрировать эти строки, какие краски тебе понадобились бы?

Текст может делиться на абзацы. Один абзац содержит одну мысль. Абзацы связаны между собой общей темой.

Каждый

абзац начинается с новой строки, которая называется красной.

44. Прочитай текст молча. Ответь одним предложением на вопрос: о чем этот текст? Подбери заголовок.

Многие думают, что бульон очень питательный. А на самом деле в бульоне питательных веществ не намного больше, чем в чистой воде.

В тарелке бульона девятнадцать ложек воды и только одна ложка всяких других веществ.

Если бульон уварить на плите, пока вода не испарится, на дне кастрюли почти ничего не останется.

Таким образом, бульон

нельзя назвать очень питательным блюдом.

По М. Ильину

·  АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ

· Что нового ты узнал из этого текста?

· Сколько абзацев в данном тексте?

· О чем говорится в каждом абзаце? Что нового появляется в каждом абзаце по сравнению с предыдущим?

45. В каждом абзаце (или предложении) содержится информация, уже известная из предыдущего абзаца, кроме первого: в первом абзаце – только новое.

Прочитай текст. Что нового добавляет каждое последующее предложение текста по сравнению с предыдущим?

Вася и Катя пошли гулять за д..ревню. Они взяли с собой к..тенка. К..тенок был серый с белыми лапками. У дороги рос щавель. Дети стали рвать его и забыли про к..тенка. Вышел охотник с двумя с..баками. С..баки бросились к к..тенку. Они хотели его схватить. К..тенок испугался и прижался к з..мле. Вася бросился к к..тенку. Он накрыл его своим телом и спас от с..бак.

По Л. Толстому

Раздели текст на абзацы.

Определи общую тему рассказа и тему каждого выделенного тобой абзаца.

Поясни написание слов с пропущенными буквами, запиши эти слова.

Какие из пропущенных букв в словах текста являются проверяемыми безударными гласными? Написание каких слов следует запомнить?

46. Прочитай. Восстанови последовательность частей текста.

Пришло время всей медвежьей семейке из тьмы берложьей выбираться.

Через месяц медвежата прозрели, в шубку нарядились, по берлоге ходить начали.

У бурой медведицы два медвежонка зимой родились. Первой шагнула из берлоги медведица, а за ней и окрепшие детки.

Шло время, взрослели шалуны, но с матерью не разлучались: куда она – туда и они.

Из журнала

Назови тему каждого абзаца. Запиши их в виде плана.

47. Проверь себя. А. Составь список главных слов урока.

Б. 1. Что такое абзац? 2. Чем абзацы в тексте связаны между собой? 3. Как оформляются абзацы на письме?

48. Подбери заголовок к тексту из упр. 45, составь план. Запиши заголовок и план.




АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ