II СЕМЕСТ Р
УРОК 45
Тема. Алфавит. Последовательность букв в русском алфавите, их названия. Заглавная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов и сел. Совершенствование графических навыков письма
Цель: повторить и закрепить знание учащимися алфавита; учить пользоваться алфавитом, записывать слова в алфавитном порядке; повторить правила употребления заглавной буквы в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел; совершенствовать графические навыки письма; развивать речь, мышление; воспитывать
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение целей и задач урока
1. Прочитайте
Делом нужным занят грач:
Ходит полем, словно врач.
Пашни лечит он, поля…
Где болит, скажи, земля?
С. Скаченков
– Назовите слова, которые различаются одним звуком.
– Как вы понимаете смысл последнего предложения? Укажите в нем обращение.
– Что мы произносим в устной речи? (Звуки)
– Что пишем в тетрадях? (Буквы)
2.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все… (алфавит).
А. Арсирий, Г. Дмитриева
Учитель. Сегодня мы будем говорить о русском алфавите, повторим названия всех букв, правило написания прописной буквы.
IV. Работа по теме урока
1. Историческая справка
– Алфавит и азбука обозначают одно и то же: так называются буквы, расположенные по порядку.
Слово азбука русское, алфавит – греческое, но образованы они одинаково. Их составили из названий первых букв русского и греческого алфавитов. Раньше букву А называли “аз”, а Б – “буки”. Эти устаревшие названия и сохранились в слове азбука (“аз” + “буки” = азбука).
В греческом языке первая буква алфавита называется “альфа”, а вторая – “вита”, а буквы, расположенные в определенном порядке,- алфавитом.
Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
Он зовется алфавит,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Я. Козловский
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы не пишутся в начале русских слов? (ы, ъ, ь)
Да, слов таких не знаем мы,
Чтоб впереди стояла ы.
И твердый знак,
И мягкий знак
Вперед не могут встать никак.
Но пусть они не обижаются,
Что с них слова не начинаются!
Эти буквы нам нужны.
Ими часто пользуемся мы.
Как ни старайся, ни вертись –
Без этих букв не обойтись.
Ни в речи, ни в письме, ни в споре,
Ни в самом кратком разговоре.
Я. Козловский
– Где мы пользуемся алфавитом?
– Почему в алфавите есть большие (заглавные) и маленькие (строчные) буквы?
Когда употребляются заглавные буквы?
2. Запишите названия городов в алфавитном порядке
Учитывайте не только первую букву, но и вторую, третью.
Киев, Харьков, Одесса, Херсон, Львов, Кировоград, Сумы, Ужгород, Симферополь, Луцк, Чернигов, Севастополь, Тернополь, Полтава.
3. Знаешь алфавит – угадаешь слово!
Первая буква этого слова – третья в алфавите, вторая стоит за буквой Н, третья – за буквой К, четвертая – за й. (Волк) Название волк образовано от глагола “волочить”, т. е. “тащить”. Волк – хищное животное, он часто уволакивает, утаскивает домашний скот.
4. Прочитайте
Костенко Ирина, Абраменко Илья, Мироненко Егор, Кононенко Евгений, Кравченко Кирилл, Савченко Петр, Богун Анна, Ващенко Светлана.
– Назовите сначала фамилии, затем – имена. Выпишите фамилии в алфавитном порядке.
5. Прочитайте. Запишите названия животных в алфавитном порядке. Обозначьте ударение, подчеркните ударный слог
Заяц, лопата, язык, цыпленок, стакан, теленок, молоко, лошадь, медведь, корова, коза, петух.
V. Итог урока
Беседа
– Что такое алфавит?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы не начинают слова?
– Где пригодится знание алфавита?
VI. Домашнее задание