Анализируем стилистические особенности текста. Читаем, пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие время

34. Анализируем стилистические особенности текста. Читаем, пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие время

268. Послушайте отрывок из старого Месяцеслова1 о первом месяце года.

ЯНВАРЬ-ПРОСИНЕЦ

Январь – латинское название первого месяца в году. Так он назван потому, что был посвящен древними римлянами Янусу, богу мира. На Руси в старину он назывался Просинец, как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, с прибавлением дня, солнечного света. Это имя постоянно встречается в наших древнейших

месяцесловах и святцах. У русских месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март; когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым. Наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведенной в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым. Петр, желая согласовать с западноевропейским календарем начало нового русского года, отменил древнее летоисчисление от сотворения мира и постановил ввести времясчисление от Рождества Христова. С этой целью преобразователь России издал в 1699 году два указа: в первом указе 19 декабря он велел писать впредь с 1 января
во всех бумагах “лета2 от Рождества Христова”, а не “от сотворения мира”. Во втором указе, последовавшем на другой день после первого, раскрыта и сама причина перемены летосчисления и указано, как должно быть отпраздновано начало нового столетнего века в Москве. Таким образом, с Петра Великого до настоящего времени январь считается начальным месяцем нового года.

1 Месяцеслов – книга, в которой по месяцам записаны важнейшие церковные события, христианские, народные праздники, а также обычаи, приметы, наблюдения над природой; житейские советы о том, как вести дом и хозяйство.

2 Лта – здесь: года.

По Ивану Каменскому

Это интересно!

С древних времен совершенно изменились в русском языке названия месяцев года. Вначале использовался славянский календарь, в котором новый год наступал в марте. Потом начало года устанавливали 1 сентября, и лишь при Петре I этим днем стало 1 января. Славянские названия месяцев были такими: январь – просинец (восходит к глаголу сиять, то есть указывает на прибавление солнечного света); февраль – сечень или снежен; март – сухый или свистун; апрель – березозор (связано с созреванием березового сока); май – травень; июнь – изок (кузнечик); июль – червень или липец (в это время собирали насекомых, из которых делали красную краску, имя насекомых – червец, отсюда червленый – темно-красный цвет); август – зарев или серпень; сентябрь – рюен или вересень (рюен связано с ревом животных); октябрь – листопад; ноябрь – груден; декабрь – студен.

Сегодня мы используем измененные варианты латинских названий, употреблявшихся еще в Древнем Риме.

269. Поработайте в парах. Выясните друг у друга: а) что ваш собеседник понял, запомнил из этого непростого текста (упр. 268); б) что осталось непонятным, какие вопросы возникли.

270. Прочитайте текст (упр. 268) молча. Докажите, что он относится к научно-популярному стилю. Вспомните, чем этот стиль речи отличается от художественного. Какой из них используют, когда нужно сообщить информацию, объяснить что-либо, а какой – чтобы словами изобразить картину, передать читателю свои чувства?

271. Обратите внимание на то, как много слов в статье “Январь-просинец” (упр. 268) так или иначе обозначают время. Вот некоторые из них: месяц (первый, пятый, одиннадцатый), январь, март, год, в 1699 году, с 1700 года, лета.

Какие еще слова и сочетания слов с общим значением “время” есть в тексте? К каким частям речи относятся эти слова?

272. Подготовьтесь к пересказу текста (упр. 268). Можете дополнить свое выступление. Для этого прочитайте в энциклопедическом словаре статьи “Летосчисление”, “Календарь”, найдите ответы на вопросы, возникшие во время работы над статьей “Январь-просинец”. Проследите за тем, чтобы ваше высказывание отвечало требованиям научного стиля речи – было логически четким, точным в выборе слов и построении предложений. Употребляйте слова, обозначающие время.

273. Прочитайте, как украинцы, русские, болгары называют зимние месяцы. Что в этих названиях общего? В каком языке народные варианты названий приняты и в литературной форме языка?

Украинский

Язык

Русский

Язык

Болгарский

Язык

Грудень

Січень

Лютий

Декабрь

Январь

Февраль

Декември

Януари

(нар. большой сечко)

Фебруари

(нар. малый сечко)

274. Спишите первые два предложения текста (упр. 268). Во втором предложении подчеркните два слова, которые служат для “привязки” его к первому предложению.

Объясните, к какой части содержания первого предложения относится каждое из подчеркнутых слов второго предложения.

275. Спишите предложение, найдите в нем пары связанных между собой слов, продолжите запись по образцу. Как называются главные члены предложения? На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

Мы прочитали статью в энциклопедическом словаре.

Мы (что сделали?) прочитали;

Прочитали (что?)статью;

Прочитали (где? в чем?)…;

В словаре…

276. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите данные слова в материалах урока, а также в списке для запоминания; проверьте написанное. Запомните правописание слов из рамочки.

Пот..му, вн..мател(?)но, кал..ндарь, поев..щен, п..казыва..т(?)ся, друз(?)я, пост..янно, солнеч(?)но..го, п..рядок, ..ди(н, нн)адцать, (з, с)делался, д..кабрь, с..нтябрь, плат(?)е, пер..мены, праз(?)нует, пр..зрач(?)ный, отвечает, ..днажды, др..внейш..х, вп..ред.

277. Прочитайте стихотворение. Представьте описанное. Найдите в тексте слова и выражения, помогающие автору нарисовать картину, выразить отношение к тому, что он описывает. В текстах какого стиля обычно используются такие языковые средства?

ЗИМА

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, –

Вот пришли морозы –

И зима настала.

Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки.

 Анализируем стилистические особенности текста. Читаем, пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие время

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер

Не проник сквозь щели,

Не надули б снега

Вьюги и метели.

Он теперь покоен –

Все кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз сердитый.

Иван Суриков

Спишите первую строфу стихотворения. Сверьте с текстом постановку знаков препинания.

Календарь

Поря́док

 Анализируем стилистические особенности текста. Читаем, пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие время




Анализируем стилистические особенности текста. Читаем, пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие время - Російська мова


Анализируем стилистические особенности текста. Читаем, пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие время