Антонимы. Знакомство со словарем антонимов

УРОК № 30

Тема. Антонимы. Знакомство со словарем антонимов

Цель: дать учащимся понять об антонимах; научить находить и использовать антонимы в устной и письменной речи; познакомить учащихся со словарем антонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения антонимов; находят в тексте и используют в устной и письменной речи антонимы в соответствии с их лексическим значением; пользуются словарем антонимов.

Оборудование: учебник, словарь антонимов, схема “Антонимы”.

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Прочитайте текст. найдите слова, противоположные по лексическому значению.

Кислую ягодку дарит болото,

Сладкую ягодку – лес.

Днем не сидится в воде бегемоту,

Ночью вдруг в тине исчез.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Тренировочное упражнение.

Из данных слов составьте ряды синонимов.

Верный, говорить,

губы, забавный, заявлять, изрекать, мудрый, неглупый, потешный, преданный, разумный, рот, смешной, сообщать, толковый, умный, уморительный, уста.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 137.

– Работа со схемой.

 Антонимы. Знакомство со словарем антонимов

– Тренировочные упражнения.

1. Подберите к словам антонимы. С двумя парами антонимов составьте предложение.

Высокий, большой, веселый, умный, старый, добрый, правдивый, горький.

2. Образуйте словосочетания с глаголами-антонимами.

Образец: войти в комнату – выйти из комнаты.

Взойти на гору, выйти из класса, поехать в город, запрыгнуть на ступеньку.

– Работа со словарем антонимов.

Пользуясь словарем антонимов, подберите антонимы к синонимам и всему синонимическому ряду.

Образец: вежливый – грубый (учтивый, предупредительный, обходительный – неучтивый, неделикатный, резкий).

Прилежный (ленивый), родина (чужбина).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Задание учащимся.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите антонимы к словам.

Отд..вать, праз(..)ник, скуч(..)ный, счаст..е, исч..зать, т..ж..- лый, ул..тать, м..риться.

– Тренировочные упражнения.

1. С помощью антонимов охарактеризуйте героев сказок и басен.

Образец: волк простодушный, а лиса хитрая.

Лев – заяц (по храбрости); муха – слон (по величине); ягненок – волк (по силе); лисица – ворона (по уму); стрекоза – муравей (по трудолюбию).

2. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

Тяжелая работа, тяжелое настроение, тяжелый запах; твердое яблоко, твердая рука, твердые знания; легкий рюкзак, легкая задача, легкий мороз; глухой старик, глухой голос, глухой переулок.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните антонимы.

Дело в..ди, а бездел..е гони. У сильного всегда бессильный в..новат. У храбрых есть только бессмертие, а смерти у храбрых нет. Человек от лени б..леет, а от труда здор..веет. Иди..перед, а оглядывайся наза.. .

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 27.

2. Выполнить упражнение: [1] 304; [2] 77.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?




Антонимы. Знакомство со словарем антонимов