Аудирование. Развитие внимания при слушании загадок. Работа над скороговорками

II СЕМЕСТ Р

УРОК 62

Тема. Аудирование. Развитие внимания при слушании загадок. Работа над скороговорками

Цель: учить учащихся разгадывать загадки, проговаривать скороговорки; развивать мышление, память, умение анализировать, сопоставлять; воспитывать внимательность, наблюдательность.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Анализ зрительно-слухового диктанта

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с чистоговоркой

На-на-на – пришла теплая

весна.

Ны-ны-ны – на деревьях листья зелены.

Ет-ет-ет – в саду сирень уже цветет.

Ют-ют-ют – птицы весело поют.

Гу-гу-гу – дети бегают на лугу.

Ра-ра-ра – рада весне детвора.

2. Читайте молча

Кузов, кабина, мотор, колеса, фары, руль, сиденье.

Клюв, туловище, ноги, крылья, голова, шея, перья, хвост.

Ствол, корни, листья, плоды, сучья.

– Здесь три группы слов.

Читайте вслух: про машину, про дерево, про птиц.

3. Разучиваем считалку

Мы весной сажали сад,

А Семен

лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим:

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семен, из сада!

И. Демьянов

4. Чтобы речь наша была четкой, выразительной, потренируемся в проговаривании скороговорок

– Какие скороговорки вы знаете? Проговорите.

– Прочитайте стихотворение.

СКОРОГОВОРКА

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

На дворе растет трава,

На траве лежат дрова –

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

“На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава”.

До чего же все занятно,

До чего же непонятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про –

Быстро гово –

Быстро не проговорят.

Только я одна умею

Не сбиваюсь, не робею:

“Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!”

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку!

М. Матусовский

– Трудно ли рассказать скороговорку?

– Как об этом сказано в стихотворении?

– Какие скороговорки есть в стихотворении? Проговорите их. Проведем конкурс скороговорщиков.

– Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома,

От такого рева гром

Притаился за бугром.

Т. Белозеров

– Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

В. Викторов

Учитель. Вы чудесно умеете проговаривать скороговорки! А умеете ли вы разгадывать загадки?

– Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Г. Абрамов

– Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

– Вместо хвостика крючок,

Вместо носа – пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Поросенок)

– Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

И. Демьянов

– На окне стеклянный пруд,

А рыбачить не дают. (Аквариум)

В. Ширшов

– Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

– Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

– В каждой загадке назовите слова, которые подсказали вам отгадку.

5. Аудирование

ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫХ

В октябре Сережа и Витя ловили рыбу с лодки в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть. Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды всех белок.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и желудей.

По Г. Скребицкому

Вопросы к тексту

1) Сережа и Витя ловили рыбу с лодки или с берега?

А) С лодки;

Б) с берега.

2) Белки пытались убежать от куницы или переплыть реку?

А) Убежать от куницы;

Б) переплыть реку.

3) Мальчики спасали белок целый день или больше часа?

А) Целый день;

Б) больше часа.

4) Ребята помогли животным спастись от голода или от врагов?

А) От голода;

Б) от врагов.

6. Проверка и анализ результатов аудирования. Устранение ошибок

IV. Итог урока

Беседа

– Чему вы учились на уроке?

– Проговорите наиболее понравившуюся скороговорку.

V. Домашнее задание




Аудирование. Развитие внимания при слушании загадок. Работа над скороговорками