Буквы о, а в корнях слов (продолжение). Культура речи. Выражения уточнения мнения собеседника

УРОК № 17

Тема. Буквы о, а в корнях слов (продолжение). Культура речи. Выражения уточнения мнения собеседника

Цель: обучать орфограмме “Буквы о и а в корнях с чередованием – лаг – – – лож-, – кас – – – кос-, – раст – (-ращ-) – – рос-; развивать умение находить слова с изученной орфограммой, вырабатывать навыки грамотного письма; обогащать культуру речи учащихся выражениями уточнения мнения собеседника, учить использовать эти выражения при построении диалога.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД

УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

1) Устный опрос. Проверка теоретического усвоения изученных орфограмм.

2) Проверка упр. 150.

3) Устный опрос по индивидуальному заданию (упр. 163).

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Написание корней – лаг – – – лож-, – кас – – – кос – зависит от буквы после корня. Если после корня стоит суффикс – а-, то и в корне пишется а. В остальных

случаях в этих корнях пишется о.

Например:

 Буквы о, а в корнях слов (продолжение). Культура речи. Выражения уточнения мнения собеседника

2. Выявление восприятия.

Упр. 154 (письменно, по вариантам с последующей проверкой).

3. Объяснение учителя (продолжение).

В безударном корне – раст-(-ращ-) – – рос – а пишется только перед ст и щ, в остальных случаях пишется о, например:  Буквы о, а в корнях слов (продолжение). Культура речи. Выражения уточнения мнения собеседника Исключения: вырост, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Под ударением пишется то, что слышится в словах: рост, рослый.

4. Выявление восприятия.

Упр. 156 (письменно).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Творческий диктант.

В диктуемых словосочетаниях заменить выделенные голосом слова близкими по значению словами с чередующимися гласными в корнях. Указать изученные орфограммы.

Трогать руками (касаться); сообщать свои мысли (излагать); надеяться на что-то (предполагать); остановиться у кого-либо, устроиться где-либо на отдых (расположиться); дотронуться до чего-либо (прикоснуться); добавить что-либо к сделанному (приложить); сплошь покрыться кустами, травой (зарасти); соединять побеги (сращивать); окружать вниманием посеянные семена (выращивать).

2. Выборочный диктант

Прослушайте предложения. Найдите в каждом из них слово с изученной орфограммой “Гласные о, а в корнях с чередованием”. Выпишите слово, орфограмму подчеркните.

Сад разрастался, густел. Мальчик носился по дому как угорелый. Туристы расположились на берегу реки. Лица моего коснулись сосновые иголки. К полудню шум прибоя вновь нарастал. Ученик уверенно излагал свои выводы. На заре путешественники двинулись в путь.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

1. Знакомство с разделом “Советуем запомнить!”.

(Учебник, с. 85.)

2. Составление реплик диалога.

Упр. 164 (устно).

3. Развитие социокультурных навыков.

Упр. 165 (устно).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 15, 16 (с. 81, 82). Упр. 157 (письменно), 166 (устно).




Буквы о, а в корнях слов (продолжение). Культура речи. Выражения уточнения мнения собеседника