БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Раздел 4. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

23. БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Мастера народного искусства являются хранителями традиций, существующих уже не одно столетие, а иногда и тысячелетие. Обычные, ежедневные события могут показаться рядом с этим чем-то быстротечным и случайным. Но бытовой жанр существует и в народном искусстве. Повседневные сценки изображаются с наблюдательностью и юмором. Сельские работы, праздник, путешествие на ярмарку, свадьбу – все эти события являются понятными для зрителей всех времен. Персонажи народного

искусства живут в гармонии с природой, ведь они ее часть.

В некоторых разновидностях народного искусства, а именно в ковроделии, художественном ткачестве, гутном стекле, бытовой жанр почти отсутствует. Очень редко встречается он также в вышивке. Но в керамике, резьбе по дереву, лозоплетении и особенно в народной росписи бытовой жанр имел и сейчас имеет незаурядную популярность.

 БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Декоративная тарелка.

Петриковская роспись

 БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

В. Семенюк. Казак Мамай.

Декоративная роспись

Расписывая посуду, особенно тарелки, украинские народные

мастера изображали не только декоративные, но и бытовые мотивы. А керамические кафели из Косова вообще являются истинной энциклопедией бытовых сюжетов.

Опишня – знаменитый центр украинской керамики. Здесь уже не одно столетие создают декоративную посуду и детские игрушки. Но, например, опишнянские мастера Гаврила Пошивайло и Александра Селюченко нередко выполняли также керамические бытовые сценки – “Всадники”, “Кумовья”, “На ярмарке”.

 БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

М. Кикоть.

Скульптурная композиция “У изгороди”. Косов

 БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Фигурки украинцев, с. Опишня

Почти исключительно в бытовом жанре работал мастер резь бы по дереву Антон Штепа. “Пряха”, “Колядка”, “Доярка”, “Медсестра” – некоторые из его произведений. Яков Реминецкий, мастер плетения из соломки и рогоза, создал “Гончара”, “Кузнеца”, композицию “На свидание” и др.

Бытовой жанр был популярен и в Петриковке – известном центре декоративной росписи. К нему здесь обращались Надежда Билоконь, Марфа Тимченко и другие художники.

Многочисленные произведения в бытовом жанре выполнила славная народная художница Мария Примаченко. Среди них – “Маруся мичкупряла”, “Под дубом колодец”, “Украинская свадьба”, “Масленица”. Одновременно события здесь происходят среди странных деревьев и огромных цветов, а лошади становятся родными братьями сказочных зверей Марии Приймаченко – Дикой Волезахи, Морской Ключницы или Дикого Горботруса. К бытовому жанру часто обращались и другие известные народные мастера – Анастасия Рак и Иван Сколоздра. Они работают в технике росписи на стекле.

1. В чем особенности бытового жанра в народном искусстве?

2. В каких разновидностях народного искусства бытовой жанр особенно популярен?

1. Создайте композицию-вытынанку на тему народной песни.

2. Создайте композицию “Казак Мамай”.

Инструменты и материалы: лист бумаги, ножницы, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

 БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Ученические работы: 1 – вытынанка “Стрельцы”, 2 – Казак Мамай

КАЗАК МАМАЙ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Сказания о казаке Мамае живут среди народных легенд, поговорок. Однако лучше всего его образ отражен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая бритая голова с лихо закрученным за ухо “оселедцем”, длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румянец на щеках – перед вами портрет красавца-молодца, каким он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, являющейся символом певучей души народа. Конь на картине символизировал народную волю, дуб – его могущество. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были предметы, связанные со смертью казака, – копье ставили на месте погребения, штоф и рюмку клали в могилу – они напоминали о скоротечности жизни и казацкой судьбе, в которой угроза погибнуть в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на холсте, на стенах домов, окошках, кафелях, сундуках, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью: “Я казак Мамай, меня не занимай”. Это свидетельствовало о доброте, независимости и веселом характере хозяев усадьбы. Упомянутые рисунки, дошедшие до нашего времени, не только украшали жилище, но и рассказывали о предпочтениях и мировоззрении хозяев.

По народным сказаниям, казак Мамай был православным, имел дар исцелять больных и ходить по воде, что давало право простым людям почитать его как святого и вешать его образ в хате рядом с образами других святых.

 БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

О. Ковтун. Мамаево озеро


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ - Мистецтво


БЫТОВОЙ ЖАНР В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ