Части речи (Частини мови). Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

24. Части речи (Частини мови). Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

189. Рассмотрите таблицу. Обратите внимание, что в русском языке, как и в украинском, есть десять частей речи: самостоятельные (по-укр.:повнозначні) – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные (по-укр.: службові)- предлог, союз, частица; в особую группу выделяют междометия. Приведите свои примеры разных частей речи.

Частина

Мови

Часть

Речи

На

какие вопросы отвечает

Примеры

Іменник

Имя существительное

Кто?

Что?

Ученик,

Портфель,

Утро, синева

Прикметник

Имя прилагательное

Какой?

Чей?

Новый умный,

Обычный, лисий

Числівник

Имя числительное

Сколько?

Который

По счету?

Десять,

Десятый,

Трое

Займенник

Местоимение

Кто?

что?

Какой? чей?

Сколько?

Который?

Я, мы, мой,

Тот, каждый,

Кто, все

Дієслово

Глагол

Что делать?

Что

Сделать?

Писать, прочитать

Прислівник

Наречие

Как? где?

Когда? к уда? и др.

Громко,

Слева,

Вчера,

Вперед

Прийменник

Предлог

В, из, на, за, над

Сполучник

Союз

И, или, а, но, если

Частка

Частица

Не, ни, бы, разве, неужели

Вигук

Междометие

Ах, ох, о-о, ай-ай-ай

190. Спишите текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Используя таблицу (упр. 189) определите, к каким частям речи относятся вставленные вами слова.

На свете очень много (каких?) … книг. Вот ты (что делаешь?)… одну из них, (как?)… рассматриваешь иллюстрации. Твои (что?)… бегут по ровной линии строчек. (Что делают?) … несколько минут, и (кто?)… уже переживаешь увлекательное (что?) … по (каким?) … странам. Такое возможно благодаря книге.

Для справок. Открываешь, замечательных, дальним, глаза, ты, проходит, внимательно, путешествие.

191. Правильно соедините слова с помощью данных в скобках предлогов. С полученными сочетаниями слов составьте 2-3 сложных предложения, используя для связи их частей союзы и, но, когда, если.

Прочитать

Подписаться

Преклоняться

(в, на, с, из, перед, о)

Книга

Общаться

Узнать

Подберите к выделенному слову однокоренное, но с другим префиксом. Объясните разницу в значении слов с одним и тем же корнем, но с разными префиксами.

Не́сколько

Рассматривать

192. Поработайте в парах. Придумайте, разыграйте шуточный диалог, в котором самостоятельные части речи пренебрежительно отзываются о служебных, а те с достоинством им отвечают.

193. Напишите небольшое сочинение (3-5 предложений) о разыгранном диалоге (упр. 192), сделайте вывод. Можете связать данную тему с какой-нибудь ситуацией из жизни.

194. Послушайте отрывок из стихотворения известного русского поэта Николая Заболоцкого, представьте описанные картины.

ОСЕНЬ

Когда минует день и освещение

Природа выбирает не сама,

Осенних рощ большие помещения

Стоят на воздухе, как чистые дома.

В них ястребы живут, вороны в них ночуют.

И облака вверху, как призраки, кочуют.

 Части речи (Частини мови). Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

Сергей Шишко. Осень

Жук домик между листьев приоткрыл

И, рожки выставив, выглядывает,

Жук разных корешков себе нарыл

И в кучку складывает,

Потом трубит в свой маленький рожок

И вновь скрывается, как маленький божок.

Но вот приходит ветер. Все, что было чистым,

Пространственным, светящимся, сухим, –

Все стало серым, неприятным, мглистым,

Неразличимым. Ветер гонит дым,

Вращает воздух, листья валит ворохом

И верх земли взрывает порохом.

И вся природа начинает леденеть.

Лист клена, словно медь,

Звенит, ударившись о маленький сучок.

И мы должны понять, что это есть значок,

Который посылает нам природа,

Вступившая в другое время года.

Николай Заболоцкий

195. Спишите и выучите наизусть часть стихотворения “Осень” (упр. 194).

196. Рассмотрите репродукцию. Расскажите о том, что привлекло ваше внимание на этой картине. Можете использовать строки стихотворения Николая Заболоцкого (упр. 194).

197. Прочитайте стихотворение (упр. 194) молча. Какие строчки стихотворения вам особенно понравились? Чем? Как вы думаете, автор любит осень? Почему вы так считаете?

Найдите сравнения в первой и последней строфах1. Спишите строчки, содержащие сравнения. Что с чем сравнивается? Какое сравнение вам кажется особенно выразительным?

198. Перечитайте третью строфу стихотворения “Осень” (упр. 194). Найдите слова, относящиеся к различным частям речи. Какие из них самостоятельные, а какие – служебные? Подберите свои примеры слов на осеннюю тематику.

1 Строфа – несколько стихотворных строк, объединенных при помощи ритма и рифмы.




Части речи (Частини мови). Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации