Число имен существительных. Работа над развитием и культурой речи. “Каждый хочет отдохнуть”


УРОК № 38

Тема. Число имен существительных. Работа над развитием и культурой речи. “Каждый хочет отдохнуть”

Цель: дать учащимся представление об изменении имен существительных по числам, об окончании имен существительных во множественном числе, о существительных, которые имеют форму только единственного числа и о существительных, употребляющихся только во множественном числе; работать над развитием речи учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с индивидуальными заданиями.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с карточками.

Карточка № 1

Согласуйте прилагательные с именами существительными в форме рода. Укажите род имен существительных.

Сильн.. впечатления, передов.. молодежь, известн.. фамилия, железнодорожн.. путь, прочн.. рельс, белоснежн.. простыня, румян.. яблоко, свеж.. картофель, рассыпчат.. картошка, полев.. мышь, наскальн..


живопись, высохш.. тополь.

Карточка № 2

Определите род выделенных слов. Допишите окончания. Выполнить задания вам помогут те имена нарицательные, которыми можно заменить имена собственные.

1. Бурн.. Алазани впадает в Куру. 2. Древн.. Тбилиси – столица Грузии. 3. Пресноводн.. Онтарио – одно из крупнейших озер Америки. 4. Полноводн.. Конго течет среди тропических лесов. 5. Суров.. и благодатн.. Гоби раскинулась в Монголии.

Карточка № 3

Спишите, вставляя окончания прилагательных. Обозначьте род выделенных имен существительных.

1. Сережа – кругл.. сирота. Маша – кругл.. сирота. 2. Миша – больш.. забияка. Марина – удивительн.. забияка. 3. “Как.. ты зазнайка, Петя”,- удивилась мама. “Как.. ты зазнайка, Люба”,- сказала бабушка. 4. “Ты так.. задира, Андрюша”,- сделала замечание учительница. “Таня, ты становишься больш.. задирой”,- сказала мама.

Карточка № 4

Дополните данные словосочетания именами прилагательными или местоимениями.

1. Оля, нельзя быть… разиней. 2. Ах, … она грязнуля! 3. Новичок был… забияка. 4. Девочка оказалась… капризулей. 5. Сидоров сегодня… врач. 6. … композитор А. Пахмутова.

Для справок: известный, такой, какой, отчаянный, дежурный, невыносимый.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

Изучение теоретического материала (с. 180, А).

2. Выявление восприятия.

Упр. 386.

3. Объяснение учителя.

Прослушайте текст.

“Стоят хорошие погоды”. Можно так сказать? Нет. Слово “погода” не имеет множественного числа. Могут быть “затяжные дожди”, “сильные грозы”, свирепствовать “сильные вьюги и метели”, но погода, отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная, все же остается погодой, не переходя в “погоды”.

(Б. Тимофеев)

– В каком числе употребляется существительное погода?

4. Вывод учителя.

Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа.

5. Объяснение учителя.

Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, например: очки, ножницы, ворота; географические названия: Сорочинцы, Савинцы и т. д.

6. Выявление восприятия.

Запишите существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление: 1) названия груп людей; 2) названия веществ; 3) названия качеств, действий.

Для справок: молодежь, железо, темнота, студенчество, белизна, выполнение, человечество, молоко, бегство, керосин, учительство, синева, крестьянство, удивление, бензин.

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант.

Запишите в один столбик имена существительные, употребляемые только в единственном числе, в другой – только во множественном числе, в третий – существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе.

Старость, содружество, дрожжи, инженер, юность, молоко, лист, каникулы, консервы, макароны, вожжи, фамилия, честность, планета, Днепр, Карпаты, Киев, Азия, Черкассы, будни, героизм, шоссе.

2. Выборочный диктант.

Повторите слова вслед за учителем. Запомните правильное ударение в словах. Выпишите существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Алфавит, библиотека, верба, ворота, вьюга, заморозки, инструмент, километр, похороны, портфель, процент, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.

3. Творческое задание.

Составьте пять-шесть предложений или диалог на тему “В техническом кружке”, включив в них слова клещи, кусачки, ножницы, опилки, плоскогубцы, тиски.

4. Распределительный диктант.

Распределите имена существительные по трем столбцам:

1) те, которые имеют оба числа; 2) те, которые имеют форму только множественного числа; 3) те, которые имеют форму только единственного числа.

Цифра, восстание, воззвание, заморозки, шепот, тьма, ворота, будни, серебро, шорох, предложение, мрак, растение, цирк, цитата, темнота, праздник, оттепель, потемки.

5. Диктант.

Запишите, обозначьте число имен существительных. Необъятные просторы, уходящее за горизонт шоссе, лента железной дороги, на верхушке остроконечной ели, везде ощущаем присутствие человека, новое в природе, полна жизни, растет уверенность, слава и почет, журнал “Природа”, газета “Теленеделя”.

6. Игра “Четвертое лишнее”.

Упр. 392.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Задание учащимся.

Прочитайте установку к разделу “Читаем!”, с. 183. Приготовьтесь слушать ответы на поставленный вопрос “Как отдыхать?”.

2. Чтение вариантов ответов.

(Учебник, с. 183-184.)

3. Работа с текстом.

1) Озаглавьте текст (упр. 394).

2) Закончите предложения в соответствии с содержанием текста (упр. 395).

4. Составление словосочетаний на тему “Отдых”.

Упр. 397.

Дополнительное задание: в записанных словосочетаниях подчеркните имена существительные, не имеющие формы множественного числа.

5. Устное сочинение с обоснованием.

Упр. 398.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 35, названия падежей и падежных вопросов в русском и украинском языках. Упр. 390, 393.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Число имен существительных. Работа над развитием и культурой речи. “Каждый хочет отдохнуть” - Плани-конспекти уроків по російській мові