Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека

29. Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека

226. Прочитайте рассказ вслух по цепочке – абзац за абзацем. В заголовке рассказа отражена его тема или основная мысль?

ЖИЗНЬ БЕЗ УВЛЕЧЕНИЙ НЕИНТЕРЕСНА

– Хорошо живете. Интересно, – сказал Андрей. – Я очень люблю, когда люди интересно живут. Иначе какой смысл?

– Никакого, – согласился Сергей. – Отец тоже так говорит. Если, говорит, человек знает только

работу да еду, это не человек, а думающий автомат. Настоящий человек обязательно должен увлекаться. И одно из увлечений обязательно должно стать его второй жизнью. Вот так говорит мой отец. А твой чем увлекается? – спросил вдруг Липкин Андрея.

– Мой?.. – переспросил Андрей и, представив себе отца, отгородившегося от всего мира газетой, ничего не ответил…

Через час Андрей распрощался с Липкиным.

На улице у него вдруг тревожно замерло сердце. Он почувствовал себя очень несчастным.

Почему

отец Сергея Липкина может вечерами строить макеты лунной поверхности, а потом вместе со своим сыном фотографировать их и составлять чудесный альбом или, развернув на столе карту, путешествовать на острова Фиджи, тогда как его отец, поужинав, сразу берется за газеты и читает до тех пор, пока не начинают слипаться глаза?

Мать говорит, что он очень много работает и сильно устает. Но ведь Сережин отец должен уставать еще сильнее. Отец работает в юридической конторе. Сидит за широким письменным столом, подшивает какие-то бумаги и беседует с посетителями. А отец Липкина весь день в цехе, где гремят формовочные машины и жарко полыхает разливаемый из тяжелых ковшей металл.

Отец любил вспоминать прошлое, свои студенческие годы. Но почему-то считал, что самое интересное уже осталось позади.

 Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека

Алексей Леонов. На орбите. Фрагмент

Однажды, когда Андрей заикнулся о поездке за город на рыбалку, отец вдруг оживился, глаза его стали мечтательными, он вырвал из блокнота листок и начал прикидывать на нем, что для этого нужно. Получился довольно большой список: два спиннинга, две запасные лески, двадцать крючков для перемета1, специальный сачок для того, чтобы вытаскивать подведенную к берегу рыбу, хороший перочинный нож, соль, спички… Они просидели часа два над разработкой маршрута.

Потом отец засмеялся, отдал листок Андрею и сказал, что перед отпуском они еще подумают над этим. Когда же время отпуска наступило и Андрей напомнил отцу о рыбалке, тот покачал головой:

– Мечты, Андрюха. Это только мечты. Действительность намного сложнее.

Так и протаскал Андрей этот листок в кармане до тех пор, пока он совсем не истерся и не развалился на четыре грязных прямоугольничка.

“Зачем мечтать, – злился Андрей, – чтобы потом от мечты отречься? “Действительность сложнее”. А кто делает эту действительность? Сам человек!”

– Подожди, вот выцарапаю свободный денек, мы с тобой разойдемся! – Раньше Андрей верил этим словам. Теперь не верит.

Отец каждый день расписывает по часам. В конторе на его рабочем столе стоит перекидной календарь, на страничках которого красным карандашом записаны срочные дела, а синим – те, что могут немного подождать. Красных всегда очень много. Вся жизнь отца втиснута в график. На увлечения в этой жизни места не остается.

1 Перемет – рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки.

Наверное, он очень хорошо выполняет свою работу. И, наверное, ему ни капельки не скучно без других интересных дел.

…А может быть, он больше ничего и не знает? Может быть, его отец – ограниченный1 человек? Сидит в своем специальном углу, отлично владеет своей юриспруденцией2, и нету ему дела до остального?..

Андрей даже вздрогнул от этой мысли.

Нет, нет, конечно. Отец его тоже интересный человек. Он тоже очень много знает. Он окончил институт с отличием, а потом объездил чуть ли не полстраны. Просто у него работа другого порядка. Старший Липкин на заводе работает руками и в это время может думать о чем угодно – о Марсе, и Южной Америке, и об Океане Бурь.

А отец вынужден думать о судебных делах. Вон у него их сколько – целый шкаф голубых папок с ботиночными шнурками.

…Но почему же тогда плановик Миронов, у которого голова тоже целый день забита цифрами, может по вечерам руководить драмкружком в Доме культуры?

…Почему мать Семки Старикова ходит вместе с Семкой стрелять в тир и бьет из воз душки так, что зрители только ахают?

…Почему у других отцы как самые лучшие друзья, с ними о чем угодно поговорить можно, а его, Андрея, мать, наоборот, всегда пугает отцом: “Вот подожди, придет отец, он с тобой поговорит как следует…”

Растравляя3 себя, Андрей шел по улице все быстрее и быстрее. Вот, наконец, и его улица. Он повернул к дому и остановился.

“Улечу, – подумал он. – Уйду навсегда в Пространство. К золотой звезде Альбирео, иначе называемой бета Лебедя”.

1 Ограниченный – здесь: имеющий небольшие познания, узкий кругозор, узкие интересы.

2 Юриспруденция – практическая деятельность юристов.

3 Растравляя – от растравлять, т. е. вызвать боль, растревожить.

Он поднял голову.

Небо выгнулось над городом звездным полушаром. Над крышами ярко мерцали звезды. Далекие, невообразимые миры плыли над Землей.

“Как хорошо, что живут на свете Липкины, старик Миронов. С такими людьми не скучно. Надо не потерять их. Они помогут в случае катастрофы. Не бросят на произвол судьбы…”

Теперь он знал, что у него появились настоящие, хорошие друзья. На всю жизнь.

По Николаю Внукову

227. Поработайте в парах. Разделите рассказ (упр. 226) на части так, как указано ниже (или по-своему); озаглавьте части.

I часть – первый – третий абзацы;

II часть – четвертый – четырнадцатый абзацы;

III часть – пятнадцатый – двадцатый абзацы;

IV часть – двадцать первый – двадцать девятый абзацы.

Рассмотрите рисунок. Содержанию какой части текста он соответствует?

 Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека

228. Пробегите глазами по тексту рассказа (упр. 226) и найдите в нем слова, которые говорят о настроении, самочувствии персонажей. Например, в пятом абзаце – тревожно, очень несчастным и т. д. Определите, к какой части речи относятся эти слова.

229. Поработайте в парах. Побеседуйте о том, можете ли вы связать прочитанное (упр. 226) со своей жизнью и жизнью своей семьи. Обсудите все вместе, что мог бы сделать

Герой рассказа для того, чтобы изменить взаимоотношения в семье. Используйте слова, обозначающие настроение, самочувствие человека.

230. Прочитайте, приведите свои примеры.

В русском языке, как и в украинском, имена существительные имеют форму как единственного числа (по-укр.: однина), так и множественного числа (по-укр.: множин а). Например: рассказ – рассказы, интерес – интересы, блокнот – блокноты.

У некоторых имен существительных есть только форма единственного числа (детство, чтение); у некоторых – только форма множественного числа (ножницы, именины).

234. Перечитайте шестой абзац рассказа (упр. 226), найдите в нем существительные. Определите, в форме единственного или множественного числа они употреблены. Измените форму числа, в которой стоит то или иное имя существительное, запишите слова парами.

Мест

Носко́в

235. Прочитайте, обратите внимание на то, какие окончания имеют имена существительные во множественном числе, отвечающие чулок на вопрос чего?, в левой и правой колонках.

 Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека

Запомните эти имена существительные и употребляйте их с соответствующими окончаниями.

Составьте с некоторыми существительными сочетания слов так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Запишите, обозначьте окончания по данному выше образцу.

236. Спишите, ставя существительные из скобок в нужной форме.

Новая пара чулок (валенки, сапоги); нужное количество мест (солдаты, макароны); родной язык болгар (татары, цыгане, грузины); пять килограммов помидоров (апельсины, лимоны, мандарины); повышение квалификации инженеров (тренеры, шоферы).

Запомните! По-русски можно сказать: пять грамм и пять граммов, десять килограмм и десять килограммов, хотя в письменной речи употребляют форму с окончанием – об (граммов, килограммов).

237. Найдите в тексте “Жизнь без увлечений неинтересна” (упр. 226) 4-5 глаголов с префиксом по-. Запишите их, а затем произнесите вслух. Учтите, что на месте безударного [о] в этом префиксе в одних случаях произносится [а] (если за ним следует ударный слог), в других – слабый нечеткий звук, похожий на [ы]. Но пишем всегда о. Приведите свои примеры слов с таким префиксом.

238. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание по списку слов для запоминания.

Изв..ни, см..три, вмест.., вс..гда, ок..ло, п..ка, спасиб.., п..ймала, поставила, объ..снил, под..шел, сн..чал.., сп..койно, к..нверт, п..сылка, слев.., справ.., с..ест, ничего, по(д, т) т..бой, пом..щь, ч..я, ч..е, тяж..ло, чер..з, к..рабль, по(д, т)ставка, с..режка, пр..дставить, с..бя, кам..нь, (з, с)двинешь, пер..двинешь, пр..гласишь.

239. К данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные, у которых есть только форма единственного числа или только множественного числа. Запишите сочетания слов, обозначьте число имен существительных.

Деревянные…, узкая…, густые…, хоровое…, новая…, любимое….

Для справок. Перила, лакомство, пение, мебель, волосы, лестница.




Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека