ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

ТЕКСТ

УРОК 45 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

242

Прочитай. Предложения какой группы связаны между собой по смыслу? Какую группу предложений можно озаглавить? Как?

1. Мы ходили в зоопарк. Папа подарил Маше матрешку. Катя рисует синие васильки, а Ксюша – красные маки.

2. Каких только зверей ни увидишь в зоопарке! Много здесь необычных животных из далеких стран. Но есть и хорошо знакомые нам звери. Вот родич нашей Жучки – угрюмый волк. А тигра недаром называют большой кошкой.

– Кого ты видишь на рисунке? Каких еще зверей можно увидеть в зоопарке?

 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ src="/image/1/image128_115.jpg" class=""/>

 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

Запомни!

Несколько (или много) предложений, связанных между собой по смыслу, составляют текст.

К тексту можно подобрать заголовок.

243

Послушай чтение учителя. Докажи, что сказка “Лиса и журавль” – это текст.

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Подружилась лиса с журавлем и зовет его к себе в гости: “Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!”.

Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила каши, размазала

по тарелке и угощает журавля: “Кушай, куманек, кушай, голубчик!”.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке! Стучал-стучал – ничего не ухватил. А лисица лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. “Куманек, больше угощать нечем”.

“Спасибо, кума, и на этом, – отвечает журавль, – приходи ко мне в гости”.

 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

На другой день приходит лиса к журавлю. Тот подает еду в кувшине: “Кушай, кумушка!”.

Вертится лисица вокруг кувшина: и лизнет его, и понюхает – ничего не достанет, а журавль своим длинным носом все достал и съел. “Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем”. Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а пришла домой голодная.

На этом у лисы с журавлем дружба и кончилась.

По Константину Ушинскому

– Прочитай и запиши пословицы. Объясни их смысл. Какой из пословиц можно заменить заглавие сказки?

Дружба и братство дороже богатства.

Что посеешь, то и пожнешь.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Рассмотри рисунок. Как ты думаешь, художник нарисовал лису в гостях у журавля или журавля в гостях у лисы?

244

Прочитай молча. Озаглавь стихотворение

Каждый день, когда встаем,

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Георгий Ладонщиков

– Можно ли считать это стихотворение текстом?

– Произнеси звуки в выделенных словах, запиши эти слова.

 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

245

Внимательно рассмотри рисунок и перечитай текст упр. 244. Найди ошибку художника.

 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

Запомни!

Рассказ, сказка, стихотворение – это тексты.

246

Прочитай предложения. Помоги Незнайке переставить предложения так, чтобы получился стихотворный текст. Какую строчку можно взять для заглавия?

Вытащил кабину.

Мне купили самосвал.

Все колеса открутил.

Я немедля кузов снял.

Разобрал машину.

И про руль не позабыл.

А потом я самосвал

Целый вечер собирал.

По Алевтине Дрозд

– Запиши текст. Составь звуковые схемы выделенных слов.

Обрати внимание!

В тексте все предложения расположены в определенном порядке и связаны между собой.

247

Прочитай.

НАШ ДНЕПР

 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

Над Днепром гуляет ветер, гнутся камыши…

Много рек, друзья, на свете малых и больших,

Друг на друга непохожих по своей красе.

Мне ж простор Днепра дороже и милее всех.

Алевтина Дрозд

– Почему так важно в заглавии слово наш?

– В какой строчке стихотворения автор выразил свою любовь к Днепру? Запиши ее.




ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ