Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах

СИНТАКСИС. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ

УРОК № 4

Тема. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах

Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи, ознакомить с понятием цитата, научить правильно вводить цитаты в высказывания и расставлять знаки препинания; развивать умение отличать цитаты от слов автора, добиваться правильного интонирования, использования цитат в высказываниях; воспитывать культуру речи и общую культуру.

Оборудование: учебник, словарь, книга афоризмов, раздаточный

материал.

ХОД УРОКА

Слово – одно из величайших орудий человека.

А. Кони

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)

2. Беседа с учащимися.

1) Какие существуют способы передачи чужой речи?

2) Что называется косвенной речью?

3) Из каких частей состоят предложения с косвенной речью?

4) Какие существуют правила замены прямой речи косвенной?

5) Что такое косвенный вопрос?

Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса?

3. Анализ языковых явлений (можно использовать эпиграф).

– Прочитайте предложения; укажите, в каком из них изречение А. Кони передается полностью, а в каком включается в авторскую речь частично.

1) А. Кони очень бережно относился к слову. Он писал: “Слово – одно из величайших орудий человека”.

2) А. Кони очень бережно относился к слову. Он называл его “одним из величайших орудий человека”.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Цитаты – это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. “Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием”,- указывал К. С. Станиславский.

Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы. К. Д. Ушинский справедливо писал, что “воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, мы непременно будем иметь слабые мускулы и слабую волю”.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. К. Д. Ушинский справедливо писал, что “воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности…”.

Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся. Анна Ахматова вспоминает:

О, это был прохладный день

В чудесном городе Петровом!

Лежал закат костром багровым,

И медленно густела тень.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Лингвистическое реконструирование.

– Запишите предложения, поместив слова автора в середину прямой речи.

1) “Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно”,- отмечает японская пословица.

2) Ф. М. Достоевский пишет: “Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой”.

3) Пословица гласит: “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.

4) “Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать”,- советует И. С. Тургенев.

3. Индивидуальная работа.

– Введите в высказывания слова автора, используя различные способы цитирования; выполните синтаксический разбор одного предложения.

1) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)

2) Подчинение правде, независимо от личных интересов и желаний,- в этом вся честность, вся нравственность. (Н. Огарев)

3) Правда – это общая совесть людей. (М. Пришвин)

4) Не мудрено, что у такого хозяина, как Манилов, довольно пусто в кладовой. (Н. Гоголь)

4. Творческая работа.

– Составьте предложения, в которые входили бы следующие цитаты:

1) Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

2) “Нет сомнений, что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением”.

(И. Тургенев)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Что называется цитатой?

2) Какие вы знаете способы цитирования?

3) Как цитируется стихотворный текст?

Вывод. Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора (прямая речь) или вводиться в авторскую речь как часть предложения и тоже выделяться кавычками. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. С помощью энциклопедии афоризмов, процитировать 5 высказываний о языке, о литературе, об искусстве, о музыке, используя различные способы цитирования.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 5)


Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах - Плани-конспекти уроків по російській мові


Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах