Деепричастия и существительные с предлогами ввиду, вследствие, по причине, благодаря, при условии, с согласия… в роли обособленных обстоятельств

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

УРОК № 58

Тема. Деепричастия и существительные с предлогами ввиду, вследствие, по причине, благодаря, при условии, с согласия… в роли обособленных обстоятельств

Цель: углубить знания учащихся об обособленных обстоятельствах с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение, а также об обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами; развивать творческие способности школьников, приобщая их к выполнению развивающих заданий различного характера; воспитывать

любовь к окружающему миру, добросовестное отношение к изучению языка как средства выражения мысли.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

Мал язык, да всем телом владеет.

Народная мудрость

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

(Ученики работают по карточкам, сделанными дома учащимися высокого уровня

(учитель обязательно должен иметь запасные карточки с аналогичным заданием).)

Карточка № 1

Запишите предложение, расставив знаки препинания, выполните его синтаксический разбор.

Приглядевшись стрижа можно легко отличить от ласточки по более узким крыльям по менее маневренному полету и по быстроте. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

Карточка № 2

Запишите предложение, расставив знаки препинания, выполните его синтаксический разбор.

Бегая по стволу поползень то и дело засовывает свой сильный острый клюв в щелочки трещинки отверстия вытаскивая оттуда насекомых и личинок. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

Карточка № 3

Запишите предложение, раскрыв скобки и расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Где(нибудь) на крыше сарая или на веточке дерева сидит слегка подрагивая крылышками и распевая свою немудреную песенку маленькая птичка. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

Карточка № 4

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Целые дни шныряют корольки между ветвей обследуя каждую щелочку каждую трещинку. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

Карточка № 5

Запишите предложение, раскрыв скобки и расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Летом веретеница небольшая ящерица переходит на ночной образ жизни проводя светлое время суток в каком(нибудь) убежище. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

Карточка № 6

Запишите предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Силой своей барсук пользуется очень редко и лиш… в крайнем случае вступает в сражение проявляя при этом незаурядную храбрость и ловкость. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

Карточка № 7

Запишите предложение, раскрывая скобки и расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Шмели основательно неторопливо обследуют немногочисленные весенние цветы по пути заползая в какую(нибудь) норку забираясь в щели или дупла деревьев отыскивая подходящее место для будущего гнезда. (Из справочника “Твоя Красная книга”)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

Ознакомление с теоретическим материалом.

2. Объяснение учителем нового материала

Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение, например: Несмотря на поздний час, было душно.

Примечание. С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительным с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие. Такие обстоятельства имеют значение причины, условия, уступки. Например: Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море (обособленное обстоятельство причины).

Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнения, указанные учителем.)

2. Практическая работа.

– Переведите предлоги с украинского языка на русский, составьте с ними предложения.

Незважаючи на, завдяки, згідно з, всупереч, на випадок, у разі за наявності, за відсутності, у зв’язку з.

(Несмотря на, благодаря, согласно, вопреки, в случае, при наличии, при отсутствии, в связи с.)

3. Самостоятельная работа по вариантам.

(По окончании выполнения задания осуществляется взаимопроверка работ.)

– В предложении с обстоятельством, выраженным существительным с предлогом несмотря на, поставьте знаки препинания. Напротив каждого из предложений напишите: А (если в предложении одна запятая); Б (если в предложении две запятые); В (если в предложении три запятые).

I вариант

1) Несмотря на усталость Анатолий был радостно возбужден.

2) Несмотря на отступление бойцы были в обычном в присутствии девушек бодром озорном шутливом настроении.

3) Несмотря на холод в хате Галя стояла на земляном полу босая.

4) Старушка несмотря на полное отсутствие у меня каких бы то ни было вещей охотно сдала мне комнату.

5) Несмотря на поздний час в деревне не спали.

6) Голос у него несмотря на хрипоту был зычный и грубый.

7) Гаврик знал что несмотря на приличные заработки у него никогда не было копейки за душой.

8) Чувство юмора заставило Андрея несмотря на всю досаду улыбнуться.

9) С этого дня несмотря на разницу возрастов и положений между ними установилась искренняя дружба.

10) Я живу огромной радостью побед несмотря на свои страдания.

11) Несмотря на засуху желуди уродили на славу.

12) Несмотря на постигшую нас неудачу мы продолжали двигаться вперед.

II вариант

1) Несмотря на короткую остановку кучера наши отпрягли лошадей.

2) Я несмотря на боль в ноге рискнул съехать на берег.

3) Жили мы в тихом переулке но несмотря на это из города к нам проникал какой-то заглушенный гул.

4) Несмотря на позднее время улица была полна народу.

5) Там пролегали большие грейдерные дороги. И несмотря на дальность расстояния слышно было движение машин по ним.

6) Несмотря на ранний час Вари не было дома.

7) Дворник так и не проснулся несмотря на грохот свист и пыль.

8) Полю знобило от волнения несмотря на ее синий свитерок связанный матерью перед отъездом.

9) Несмотря на все свои достоинства комната наша была со странностями.

10) Борисова поняли и поддержали несмотря на грозное предупреждение Долгина.

11) Несмотря на долгие уговоры старик ушел домой.

12) Леса несмотря на солнечный зной не отличались тропической пышностью.

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

В

А

Б

А

Б

В

Б

Б

А

А

А

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

В

А

Б

А

Б

Б

А

А

А

Б

4. Творческое задание.

– Составьте предложения, употребив как обособленные данные обороты. Имейте в виду, что такие обороты свойственны книжной речи.

1) Несмотря на уговоры, несмотря на постигшую нас неудачу, вопреки нашим предположениям.

2) Вследствие неосторожного обращения с огнем, благодаря правильному лечению, вследствие ремонта железнодорожных путей, ввиду ожидаемого резкого похолодания.

3) При условии соблюдения правил дорожного движения, при наличии достаточного количества времени, при отсутствии необходимых для проведения опыта условий.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

– Сформулируйте правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать из произведений художественной литературы 4 предложения с обособленными обстоятельствами, сделать синтаксический разбор одного из них.




Деепричастия и существительные с предлогами ввиду, вследствие, по причине, благодаря, при условии, с согласия… в роли обособленных обстоятельств