Добро пожаловать в мир русского языка

УРОК № 1

Тема. Добро пожаловать в мир русского языка

Цель: дать учащимся общие сведения о русском языке как национальном языке русского народа; показать практическое сходство и различие русского и украинского языков, близость культур русского и украинского народов.

Оборудование: учебник, учебные тексты, высказывания писателей о русском языке, пословицы о языке.

ХОД УРОКА

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Объявление темы и цели урока.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о русском языке

как о национальном языке русского народа. Украина и Россия – страны с богатой культурой и общими корнями. Поэтому в украинском и русском языках есть немало общего, но существуют и различия. Сегодня мы попытаемся провести наблюдение относительно сходства и различия двух языков.

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Работа с учебником.

(Учебник, с. 8-9.)

1) Чтение текста учителем.

2) Вопросы и задания ученикам.

– О каких особенностях русского языка вы узнали?

– Сколько значений имеет слово

“мир” в русском языке? Назовите эти значения.

– Прочитайте из текста высказывания Николая Рериха. О какой особенности слова “мир” говорил художник?

– Что объединяет украинцев и русских, населяющих Украину и Россию?

– На примере слова “мир” покажите сходство и различие русского и украинского языков.

– На примерах слов “люди”, “хлеб”, “вода”, “земля” покажите сходство и различие русского и украинского языков.

2. Подготовка к слушанию текста.

(Вопросы записаны на доске.)

– Как вы понимаете, что такое нация? Каково происхождение этого слова?

– Что такое национальный язык?

– Какой язык называют национальным языком русского народа?

(Учитель читает вопросы и дает задание учащимся найти ответы при слушании текста.)

3. Чтение текста учителем.

Когда-то очень давно люди, поселившиеся на одной территории, жили племенем, совместно трудились, сеяли хлеб, пасли скот или ходили на охоту. Люди совместно не только работали, но и отмечали праздники. При этом складывались их обычаи, традиции. Люди хорошо понимали друг друга, так как в их жизни было много общих дел. Важным объединяющим началом был язык, на котором они говорили.

Рядом жили другие племена. Их обычаи, традиции, язык были сходны, так как племена торговали друг с другом, совместно отражали нападения врагов.

В XV-XVIII веках племена в Европе стали объединяться в национальные государства. Язык людей в национальном государстве стал называться национальным языком. Национальным языком Русского государства стал русский язык.

Слово “национальный” происходит от слова “нация”, а слово “нация” латинского происхождения, его значение в латинском языке – “племя”.

4. Беседа.

(См. п. 1.)

5. Словарная работа.

Краткая запись в тетради понятий “нация” и “национальный язык”.

6. развитие коммуникативных и некоммуникативных навыков.

– Запишите пословицы о языке.

– Какие свойства языка отметил народ в этих пословицах?

Слово – не стрела, а пуще стрелы ранит. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает. Сперва подумай, а потом говори. Язык до Киева доведет.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Чтение учащимися текста.

(Учебник, с. 10, упр. 2.)

2. Беседа.

– О каких географических связях Украины и России вы узнали из прочитанного текста?

– Найдите на карте (см. с. 10) столицу России. Назовите ее.

– Пользуясь картой, назовите крупные промышленные, научные, культурные центры России.

– Расскажите о климатических особенностях России.

– О каких культурных связях Украины и России вы узнали, прочитав текст?

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 3, 4 на с. 11.

4. Развитие коммуникативных навыков.

(На доске записаны высказывания о языке.)

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. Лихачев) Относись к родному языку бережно и любовно. (В. Луговской) Человек, равнодушный к родному языку – дикарь, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)

Вопросы и задания.

– Каково значение языка для каждого человека?

– В чем заключается значение родного языка для человека?

– Запишите в тетрадь понравившееся вам высказывание.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить наизусть стихотворение С. Абдуллы (учебник, с. 11).

2. Выполнить упр. 7.




Добро пожаловать в мир русского языка