Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 13

Тема. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Цель: научить с помощью вопроса определять грамматическую основу предложения, углубить знания учащихся о разделении членов предложения на главные и второстепенные; развивать умения и навыки работы с текстом; воспитывать бережное отношение ко времени, рациональный подход к его использованию.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Время и течение реки не ждут

человека.

Английская пословица

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Анализ контрольной работы.

2. Проверка домашнего задания.

Разыгрывание диалогов.

3. Беседа с учащимися.

1) Что такое предложение?

2) Что означает двусоставное предложение?

3) На какие группы делятся члены предложения?

4) Какие члены предложения называются главными?

5) Что вам известно

о подлежащем и сказуемом?

4. Диктант с грамматическим заданием.

(Обратить внимание на правописание выделенных слов.)

– Выделите главные члены предложения.

– Поставьте вопросы к главным членам предложения.

– Определите, какими частями речи они выражены.

– Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?

– Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?

– Обратите внимание на правописание таких слов: какие-то, какого-то, синевато-зеленый, изжелта-серый.

Я сел на камни и стал смотреть на море. Вдруг слева от меня раздались громкие крики. Какие-то люди увидели неизвестное животное.

Животное оказалось большим осьминогом. Он был похож на огромный мешок. Окраска его была какого-то странного цвета. Она постоянно менялась: казалось то синевато-зеленой то изжелта-серой.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Предложение состоит из главных и второстепенных членов. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

Подлежащее – главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой и др.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом.

В предложении может быть один главный член – подлежащее или сказуемое, такое предложение называется односоставным.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

2. Работа с текстом.

– Прочитайте текст.

– Найдите грамматическую основу предложений.

– Определите основную мысль текста. Какими словами она выражена?

– Выделите в тексте основные смысловые части.

– Можно ли сократить этот текст и за счет чего.

– Составьте план сжатого изложения текста.

– Применяя приемы сжатия текста и составленный план, напишите сжатое изложение текста и перескажите его.

Сегодня – 30 ноября

Отличный день! Ничем не хуже любого другого – 23 января, например, или 21 апреля. Один день в истории человечества.

Поэтому к нему, к этому дню, надо очень хорошо относиться. Хорошо и бережно. Ведь ни в одной часовой мастерской не починят вам ни недели, ни года, ни месяцы, ни минуты – разве что стрелки у будильника поменяют.

А неисправно прожитое время ремонту не поддается. Но мы сплошь и рядом забываем об этом и не ценим время, которое могли бы прожить лучше, честнее, полезнее, чем живем. Потом спохватываемся, да поздно.

Есть такая сказка об одном добром короле, который облагодетельствовал свое королевство. Он просто отменил понедельники и пятницы, тяжелые дни. Отменил, таким образом, горе, неудачи, заботы. И приказал королевству быть счастливым. И королевство стало счастливым. Правда, без пятниц и понедельников жизнь каждого человека сократилась ровно на две седьмых, а это оказалось слишком дорогой ценой даже за отмененные тревоги и неудачи.

Цените ваши дни! Они уходят и не возвращаются. И вот вам уже шестнадцать, двадцать пять…

Один день. Всего один день… Что же это – лишь одна трехсотшестидесятая года, за который мы и выросли-то всего на три сантиметра (и то во сне, как утверждают знающие люди)? Или целых 86 400 секунд, которых спортсмену в сумме хватает, чтобы пробежать расстояние от Москвы до Житомира?

(Из газеты)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Какое предложение называется двусоставным?

2) На какие группы делятся члены предложения?

3) Какие члены предложения называются главными?

4) Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

5) Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

Вывод. Предложение состоит из главных и второстепенных членов. Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Сказуемое – это главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом.

Предложение может состоять из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать из художественной литературы 5 двусоставных предложений, подчеркнуть в них грамматическую основу.




Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения