Формы притяжательных местоимений: мой, твой, его, ее (укр. мій, твій, його, її). Указательные местоимения: этот, эта, это (укр. цей, ця, це)

УРОК № 47

Тема. Формы притяжательных местоимений: мой, твой, его, ее (укр. мій, твій, його, її). Указательные местоимения: этот, эта, это (укр. цей, ця, це)

Цель: дать учащимся понятие о наиболее часто употребляемых притяжательных и указательных местоимениях; формировать навыки употребления и правописания падежных форм местоимений; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о притяжательных и указательных местоимениях; употребляют их в речи, правильно пишут падежные формы местоимений;

правильно употребляют местоимение их (в отличие от укр. їхній).

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Прочитайте предложения.

Мы живем в доме. Сеня вернул мне книгу. Праздник я очень люблю. Подари мне фотографию.

– По вашему мнению, что недостает этим предложениям?

(В предложении недостает указательных и притяжательных местоимений.)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания. 0 Тренировочное упражнение.

Составьте

словосочетания, поставив вместо вопроса местоимение он в нужном падеже. Определите падеж.

Сказать (кому?), гордиться (кем?), спросить (о ком?), ждать (кого?), встретиться (с кем?), приготовить (для кого?).

– Практическая работа.

Выпишите из текста (текст на парте) местоимения. Определите лицо и падеж.

Что ты, конь, споткнулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или вы чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну. Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Стой, Иван – крестьянский сын! Дай мне роздыху! Что за роздых! У тебя, Чудо-юдо, три головы, а у меня одна.

– Найдите в тексте обращения. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 213.

2. Выполните упражнение: [1] 470.

– Тренировочное упражнение.

Подчеркните личные местоимения ровной линией, а личные в роли притяжательных – волнистой.

Его внимание мне дорого. Его долго не было в школе. Ее пение было восхитительным. Мы пригласили ее в гости. Их дом стоял в конце улицы. Вы их попросите, они помогут.

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 214.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Подберите к данным существительным притяжательное и указательное местоимение. Обозначьте род существительных.

Образец: моя боль, эта боль (ж. р.).

Тополь, дом, выступление, тетрадь, путь.

2. Распространите предложения указательными местоимениями.

(Этот) Лес стоял темный и молчаливый. Вода в (той) реке потемнела. (Эта) Зима будет холодной. Цвет (того) озера особенно хорош осенью. (Тот) Путь шел через поле.

3. Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните местоимения, определите их разряд.

У цьому веселому співі птахів відчувався їхній весняний настрій. Їхня мама вже повернулася і чекає на них. Блискавиці пролітали над його головою. Веде та стежинка Тетянку і все їй показує. Ми вирішили заночувати над цією річкою.

4. Исправьте речевые недочеты.

Мене подарили конструктор “Лего”. Я часто гуляю в ихнем дворе. Она попросила меня прислать свою фотографию. Той пример был очень сложным.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовиться к контрольной работе.

2. Выполнить упражнения: [1] 471, 474.

3. Составить по три предложения с притяжательными и указательными местоимениями.

VI. ИТОГ УРОКА

– Игра “Кто больше”.

Вспомните как можно больше пословиц, поговорок, загадок, слов из песен, содержащих притяжательные и указательные местоимения. (“Каждый кулик свое болото хвалит”. “Этот день Победы порохом пропах…”)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Формы притяжательных местоимений: мой, твой, его, ее (укр. мій, твій, його, її). Указательные местоимения: этот, эта, это (укр. цей, ця, це) - Плани-конспекти уроків по російській мові


Формы притяжательных местоимений: мой, твой, его, ее (укр. мій, твій, його, її). Указательные местоимения: этот, эта, это (укр. цей, ця, це)