Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола

УРОК № 49

Тема. Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола

Цель: углубить знания учащихся о глаголе как части речи; познакомить учащихся с неопределенной формой глагола; научить распознавать неопределенную форму глагола и правильно ее произносить; воспитывать культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределенную форму глагола и правильно ее произносят и пишут.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают составленные дома описания рук своей мамы и отвечают на вопрос:

– Какую часть речи вы употребляли, описывая работу, выполняемую мамиными руками.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Беседа с учащимися.

– Какая часть речи называется глаголом?

– На какие вопросы отвечает глагол? Приведите пример.

– Как в тексте найти глаголы?

– Для чего глаголы служат в нашей

речи?

– Выборочный диктант.

Выпишите глаголы. В скобках запишите вопросы, на которые отвечают выписанные глаголы.

Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Мотыльки кружили над ромашками. В них сидел ворчливый шмель. Солнце скоро спрячется тихонько за холмом. В окна постучит дождь.

– Тренировочное упражнение.

Подберите к данным существительным однокоренные глаголы.

Образец: мечта – мечтать.

Свет, цветок, украшение, корм, дружба, подарок, танец, глоток.

– Словарный диктант.

Подчеркните орфограммы в глаголах. Устно подберите проверочные слова.

Ломать, носить, ходить, стоять, косить, прилетать, писать, смотреть, кормить, украшать.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 220-221; [2] с. 131-132.

– Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. Выделите суффикс неопределенной формы глагола. Сравните формы в обоих языках.

Терти, клеїти, бити, купити, стати, їздити, тремтіти, червоніти, думати, залишати, стрибати, малювати.

2. Поставьте глаголы в неопределенную форму. Объясните правописание мягкого знака. Выделите корень в словах.

Образец: зажег – зажечь.

Пересеку, напек, берегу, лягу, стерег, впрягу.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Составьте предложения с глаголами: строится – пора строиться; готовится – надо готовиться; заботится – буду заботиться.

– Как распознать неопределенную форму глагола?

– Как произносится – ться в глаголах?

2. Подберите к глаголам антонимы. Выделите суффиксы.

Работать, болеть, говорить, открыть, давать, стоять.

– Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в две колонки: 1) с глаголами, употребленными в прямом смысле, 2) в переносном.

Развесить белье, развесить уши; расшатать здоровье, расшатать гвоздь; поднять пыль, поднять тревогу; лететь стрелой, лететь в самолете; войти в доверие, войти в дом; завоевать уважение, завоевать страну.

– Творческое задание.

Напишите, какие у каждого из вас планы на этот год (кроме школьных занятий), употребляя глаголы в неопределенной форме.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Научиться играть на гитаре.

2. Сделать альбом летних фотографий.

3. Поехать летом на море.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 43; [2] § 58.

2. Выполнить упражнение: [1] 483; [2] 394.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Какая часть речи называется глаголом?

– Что значит начальная форма глагола?

– Как пишутся глаголы неопределенной формы?




Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола