Гласные после шипящих (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Пора идти в школу”

УРОК № 18

Тема. Гласные после шипящих (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Пора идти в школу”

Цель: дать представление о произношении и написании гласных е, е, о после шипящих; развивать навыки нахождения орфограммы в слове; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Укажите группу слов, в которой допущены ошибки в написании:

А) счастье, щавель, щука;

Б) умножить, жир, ширина;

В) чяшка, чювство, шыть.

Приведите два примера слов с орфограммой “Буквы а, у, и после ж, ч, ш, щ”.

Карточка № 2

Укажите вариант неправильного произношения слов:

А) [м’а]та, [п’а]ть, де[в’а]ть;

Б) [ча]ща, [ча]шка, Ал[ж’]ир;

В) [ч’]удо, [ч’]ипсы, ма[шы]на.

Сделайте звуковую запись остальных слов, исправив орфоэпические ошибки.

2. Проверка выполнения упражнений.

Упр. 163, 174.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Объяснение учителя.

Рассмотрите запись на

доске.

Произносим: Пишем:

 Гласные после шипящих (продолжение). Развитие речи. Культура речи. Пора идти в школу е

– Какой гласный звук слышится под ударением в корне после шипящего?

– Какая буква пишется в этом случае?

Правило: в корне после шипящих под ударением слышится [о], а пишется е.

Слова-исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон. Чтобы не ошибиться в выборе гласной после шипящей, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором после шипящей будет писаться буква е.

2. Упражнение “Проверь себя”.

– Подберите проверочное слово к данным словам по образцу. Шелк – шелковистый, желудь, щечка, бечевка, челн, желтые, черный, черствый, черкать.

3. Словарный диктант “Подбор однокоренных слов”.

– Подберите однокоренные слова так, чтобы ударение падало на гласную после шипящих.

Образец: пчелиный – пчелы.

Причесаться, учебник, желтоватый, шерстяной, дешевизна, жернова, жена, печень.

4. Расширение знаний о словах-исключениях в орфограмме “Буквы о, е, е после шипящих”.

Упр. 166.

IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Словарная работа.

Чтение текста “Откуда пришло слово”, с. 83.

2. Чтение диалога в лицах.

(Учебник, с. 83.)

3. развитие навыков составления диалога по образцу и с использованием опорных слов.

Упр. 178.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал занятия 16.

2. Выполнить упр. 165.

3. Нарисовать иллюстрацию к тексту “Пора идти в школу”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Гласные после шипящих (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Пора идти в школу”