Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. “Пора идти в школу”

УРОК № 17

Тема. Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. “Пора идти в школу”

Цель: ознакомить учащихся с особенностями произношения и написания слов с буквами а, у, и после ж, ш, ч, щ, с орфограммой “Буквы а, у, и после ж, ш, ч, щ”; развивать навыки применения знаний на практике; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учитель знакомит учащихся с результатами письменной работы.

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ

ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Звуки [ч’] и [щ’] в русском языке произносятся всегда мягко. Сравните:

По-русски:

По-украински:

Чай [ч’]

Чай [ч]

Щука [щ’]

Часто [ч]

2. Работа над развитием навыков правильного произношения. (Слова записаны на доске.)

Чернила, черемуха, чихнуть, четыре, чугун, читать, чужой.

– Прочитайте слова

вслух. Следите за правильным произношением звука, обозначенного на письме буквой ч.

– Переведите слова на украинский язык. Одинаково ли произносится звук, обозначенный на письме буквой ч, в двух близкородственных языках?

3. Сравнительный анализ.

В русском языке буква и обычно обозначает мягкость предыдущего согласного. Согласные [ж] и [ш] всегда твердые.

Как произносятся слова жизнь, шипы?

[жыз’н’], [шыпы].

Какой звук обозначает в этих словах буква и?

Произнесите слова железо, шерстка.

Обозначают ли буквы е, е мягкость согласных ж и ш?

4. Изучение орфограммы “Буквы а, у, и после ч, щ, ж, ш”.

В русском языке после согласных ч, щ, ж, ш пишутся гласные а, у, и.

Например: живой, чаща, чужой, широкий.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Словарный диктант.

– Запишите слова под диктовку. Обозначьте орфограмму “Гласные и, а, у после букв ч, ж, ш, щ”.

Живо, живой, живопись, жилка, жилище, житель, выжить, жидкость, жилой, жидкий, жилье, пожилой, убежище, свежий.

Шинель, шипеть, ширина, шифр, широкий, шитье, вершина, дышишь, шить, слышишь, широта.

Отвечать, чайка, счастье, чайник, часть, печальный, частый, молча, кричащий, начальник, чаща, вращать, щавель, пощадить, овчарка.

Чувство, чудак, чудесно, чудо, чудовищный, чуждый, чуть, чужой, щука, щупальце, прищуриться, чучело.

2. Тренировочное упражнение.

– Измените имена существительные по образцу. Подчеркните изученную орфограмму.

Врач – врача, грач, чиж, товарищ, силач, кирпич, мяч, роскошь, фальшь, тушь, рожь, мышь, помощь, полночь.

Рощ – роща, задач, передач, подач, встреч, чащ, тысяч.

3. Слуховой диктант.

– Прослушайте текст. Выпишите из него слова с изученной орфограммой.

Наш дом

Наш дом расположен в живописной местности. Справа находятся другие дома жилого массива, а слева – сквер с широколистыми деревьями. За домом проходит широкая автомобильная дорога, но звуки проезжающих машин нам не слышны. Деревья и кустарники поглощают их.

Жильцы нашего дома – это молодые и пожилые люди, которые уважают друг друга. Поэтому поздним вечером у нас не услышишь громких, раздражающих звуков.

Чувствуешь себя в нашем доме чудесно.

4. Тренировочное упражнение.

(Слова могут быть записаны на доске или на карточках.)

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Необыч..йная тишина, в ч..щу леса, верш..ны сосен, щебеч..т чиж.., щ..риться на солнце, свеж..й ветерок, звуч..ть в вышине, ч..вствовать себя сч..стливым.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение учителем текста.

(Учебник, с. 80-81.)

2. Работа с опорными словами и словосочетаниями.

Упр. 169.

3. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 170.

4. Конструирование предложений по данным словам на основе прочитанного.

Упр. 171.

5. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 82.)

6. Выявление восприятия.

Выполнение упр. 172, 173.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 15.

2. Выполнить упр. 163, 174.




Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. “Пора идти в школу”