Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарем. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твердых и мягких согласных

УРОК № 12

Тема. Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарем. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твердых и мягких согласных

Цель: развивать у учащихся навыки опознавания сильных и слабых позиций гласных звуков, умение правильно произносить и писать гласные в слабых позициях; ознакомить школьников с орфоэпическим словарем; воспитывать любовь к природе, поэзии.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют ударные и безударные

слоги; опознают сильные и слабые позиции звуков; правильно произносят и пишут гласные в слабых позициях; умеют работать с орфоэпическим словарем.

Оборудование: учебник, таблица “Гласные в слабой позиции”, словари.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Проблемный вопрос.

– Что мы должны усвоить на сегодняшнем уроке?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Анализ контрольной работы.

– Проверка домашнего задания.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте

теоретический материал: [1] с. 50.

– Беседа с учащимися.

– Назовите гласные звуки русского языка.

– В каких слогах гласные звуки произносятся наиболее отчетливо? Приведите примеры.

– В каких слогах гласные звуки произносятся менее отчетливо? Приведите примеры.

– Почему позиция гласного звука под ударением называется сильной, а без ударения – слабой?

– Тренировочное упражнение.

Запишите слова. Подчеркните в них одной чертой гласные звуки, стоящие в сильной позиции, двумя – в слабой. Проверьте написание

Звуков в слабых позициях, подобрав к словам проверочные.

Образец: гнЕ[и]здО5 – гнезда.

Дожди, звезда, пятак, бродить, входить, грозить, смеяться.

– Слово учителя.

Вы обратили внимание, что большинство слов в русском языке пишется не так, как произносится, а произносится не так, как пишется. Важно не только правильно писать слова, но и правильно их произносить. Раздел науки о языке, изучающий нормы русского литературного языка, нормы произношения, называется орфоэпией (от греч. “орфос” – правильный, “эпос” – речь). Одна из норм орфоэпии – ударение в слове. Правильное произношение и ударение отражено в орфоэпических словарях.

– Работа со словарем.

(Рекомендуется на каждую парту положить словарь.)

Найдите в словаре и отметьте разницу в написании и произношении слов: тяжелый, часы, щавель, жить, ведро.

– Работа с таблицей.

Гласные в слабой позиции

Пишем

Произносим

Примеры

О

[а]

Вода – в[а]да

Е

[и]

Делить – д[и]лить

Я

[и]

Пятно – п[и]тно

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочное упражнение.

Подберите по два слова, в которых бы звук [а] обозначался буквами а, я, о; [и] – и, е, я; [ы] – ы, и; [у] – у, ю; [э] – э, е.

 Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарем. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твердых и мягких согласных

– Выборочный диктант.

Выпишите из стихотворения слова с буквами о, е, я в слабой позиции. Укажите, какими звуками они обозначены.

Образец: о5сЕ[и]нью.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. Пушкин)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить теоретический материал: [1] § 9.

2. выполнить упражнение: [1] 92; [2] 40.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Какие гласные в безударном положении не изменяют своего качества?

– Какие гласные в безударном положении изменяют свое качество и каким образом?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарем. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твердых и мягких согласных - Плани-конспекти уроків по російській мові


Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарем. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твердых и мягких согласных