Главное и зависимое слово в словосочетании

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 3

Тема. Главное и зависимое слово в словосочетании

Цель: углубить знания учащихся о словосочетании, его строении; развивать умения анализировать словосочетания по строению и главному слову, совершенствовать навыки воспроизведения прочитанного; способствовать развитию творческих способностей школьников; воспитывать серьезное отношение к учебе как средству развития умственной деятельности.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Препятствия

не бесполезны для ума.

Р. Роллан

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

Прослушивание лингвистических сообщений.

2. Беседа.

1) Что такое словосочетание?

2) Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются?

3) Сравните словосочетание и предложение.

4) Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите

примеры.

5) Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

Ознакомление с теоретическим материалом.

2. коллективная работа. распределительный диктант.

– Запишите словосочетания под диктовку учителя, распределив их по столбикам в зависимости от части речи главного слова.

Главное слово – существительное или прилагательное

Главное слово – глагол

Главное слово – наречие

Деревянная перегородка, весьма искусны, чрезвычайно приятно, подготовить доклад, интересная пьеса, гениальный ученый, чертить карандашом, отчаянная храбрость, отчаянно смелый, рассказать о путешествии, поездка в горы, подъехать к озеру, показаться из-за гор.

3. Объяснение учителя по плану.

1) Главное и зависимое слово.

2) Именное словосочетание.

3) Глагольное словосочетание.

4) Наречное словосочетание.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа с текстом.

1) Прочитайте текст.

2) Определите его основную мысль, озаглавьте текст.

3) Подготовьте устный пересказ текста.

4) Выпишите глагольные, именные, наречные словосочетания. Человек идет по дороге, спотыкаясь, падая, с каждым шагом теряя силы и думая лишь о том, как длинна эта дорога. Он добирается до конца пути измученный, с усталым сердцем и пустыми глазами. Он шел в никуда.

Но есть хозяева дорог. Эти люди идут под дождем и солнцем, сквозь лесные завалы, сквозь горы, через туннели, которые они прорубают. Эти люди тоже спотыкаются и падают, получают раны, солнце видит их улыбки, и ветер осушает их слезы.

Но эти люди знают, зачем и куда они идут. И каждый километр пути, и каждый год жизни обогащает их душу, разжигает их желанья, обостряет зрение…

Я хочу идти рядом с ними.

(А. Чаковский)

2. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Начальный и средний уровни

– Запишите словосочетания, раскрыв скобки. К данным словосочетаниям подберите синонимичные, используя слова для справки. Понаблюдайте, как изменится форма зависимого слова.

Достаточный и высокий уровни

– Запишите словосочетания, раскрыв скобки. К данным словосочетаниям самостоятельно подберите синонимичные. Понаблюдайте, как изменится форма зависимого слова.

Беспокоиться о (сын) – … ; дорожить (внимание) – … ; поделиться (впечатление) – … ; предупредить о (просчет) – … .

Слова для справки: рассказать о, тревожиться о, ценить, предостеречь от.

3. Творческое задание с игровыми элементами. коллективная работа.

(Класс объединяется в 2 группы.)

Задание учащимся

1) Каждая группа составляет 3 словосочетания (глагольное, именное, наречное), вызывает представителя другой группы и тихо называет это словосочетание.

2) Представитель другой группы получает задание изобразить словосочетание (глагольное, именное, наречное) так, чтобы другие участники его группы отгадали его.

Можно использовать такие словосочетания: рубить топором, очень жарко, очень холодно, очень сильный, нравиться девушке, строгий учитель, тяжелая сумка и т. п.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое словосочетание?

2) Как определить главное слово?

3) Что такое именное словосочетание?

4) Что такое глагольное словосочетание?

5) Что такое наречное словосочетание?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения из учебника (на выбор учителя).

3. Составить по 5 глагольных, именных, наречных словосочетаний.

4. Задание высокого и достаточного уровней: составить тестовые задания по изученной теме.




Главное и зависимое слово в словосочетании