Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных. Простые и составные числительные. Написание составных числительных

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который?, семь, двадцать пять, седьмому, двадцать пятого.

Числительные по составу

Простые: пять, пятнадцать

Сложные: семьдесят, пятьсот, семидесяти, пятьюстами

Составные: двадцать пять, сто пятнадцать

Числительные по значению

Порядковые (который? которая?

которые?), восьмой, двадцать шестой, триста пятнадцатый

Количественные (сколько?): восемь, двадцать шесть, триста пятнадцать

Разряды количественных числительных

Целые: семнадцать, пятьсот восемь

Дробные: пять восьмых, три пятых

Собирательные: трое друзей, пятеро котят

Грамматические признаки числительных

Порядковые числительные изменяются как прилагательные:

– по числам: седьмой, седьмые;

сорок восьмой, сорок восьмые;

– по родам: пятый час, пятая минута, пятое число;

– по падежам: пятого числа (Р. п.), пятому числу (Д. п.), о пятом числе (П. п.).

Количественные числительные изменяются по падежам

– от 5 до 20 и 30 – склоняются как существительные 3-го склонения: к пяти, от восемнадцати, о тридцати;

– от 50 до 80, от 200 до 900 – изменяется каждая часть слова: к пятидесяти, семьюдесятью, двумястами, трехсот;

– составные числительные – изменяется каждое слово: триста пятьдесят, трехсот пятидесяти, тремстам пятидесяти;

– 40, 90, 100 – Им. п., В. п.: сорок, сто, девяносто; Р. п., Д. п., Тв. п., П. п.: сорока, девяноста, ста-

Разбор имени числительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (у качественных: Им. п.; у порядковых: Им. п. ед. ч. м. р.);

2. Постоянные признаки: а) простое, сложное или составное; б) количественные (целое, дробное или собирательное);

3. Непостоянные признаки: а) падеж: б) число (у порядковых); в) род (у порядковых в ед. числе)

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные теме “Имя числительное”. Какие темы связаны с правописанием числительного?

2. Просмотрите материалы таблицы. Кто назовет больше известных вам терминов и понятий? При изучении каких частей речи вы с ними встречались? Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. “Четвертый лишний”

1. Шестнадцать, шестеро, шестнадцатилетний, шестнадцатый.

2. Пятый, пятьдесят, пятерка, пятьсот.

4. Используя материалы таблицы, расскажите об особенностях каждого разряда числительных (целые, дробные, собирательные). Запишите по два примера числительных каждого разряда.

5. Прочитайте план разбора имени числительного. Укажите морфологические признаки, свойственные существительному и прилагательному. Назовите морфологические признаки, свойственные только числительному. Какие грамматические признаки вы можете указать у числительных к восемнадцати, о сто восемьдесят седьмом?

6. Восстановите высказывание, используя материалы таблицы.

Имена числительные делятся на количественные и…. Количественные числительные обозначают… и отвечают на вопрос… . Порядковые числительные обозначают… и отвечают на вопрос….

По составу числительные бывают простые, они состоят из… слова (шесть); сложные, они стоят из… (семьдесят); составные, они состоят из… (пятьдесят два).

32 -33 Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных. Простые и составные числительные. Написание составных числительных

303

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Сопоставьте материалы параграфа с материалами таблицы на с. 132. Какая информация есть в таблице, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в материалах таблицы?

Имя числительное – знаменательная часть речь, которая обозначает отвлеченное число, количество предметов, а также порядок при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? который?: семь, седьмой.

Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество предметов или число и отвечают на вопрос сколько?: двадцать шесть.

Количественные числительные делятся на три разряда: целые числительные (три), дробные числительные (три пятых) и собирательные числительные (трое, пятеро).

Все числительные изменяются по падежам (тридцать один, от тридцати одного, к тридцати одному), а порядковые – и по родам (тридцатый день, тридцатое число, тридцатая очередь), числам (тридцатые числа).

В предложении числительное может быть определением, входить в состав подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства:

 Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных. Простые и составные числительные. Написание составных числительных

2. Поочередно задавайте друг другу вопросы по содержанию параграфа. Правильность ответа спрашивающий сверяет по учебнику. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

304

1. Прослушайте текст и озаглавьте его. Какие признаки повествования как типа речи отражены в тексте? Какие виды речи сочетаются в тексте?

2. Выпишите числительные. Укажите их разряд. Какие слова в тексте могут быть ошибочно отнесены к числительным? Какой частью речи они являются?

Первым уроком была арифметика. Артем Павлович опросил одного ученика, другого, а потом посмотрел в журнал и сказал:

– Мимоходенко, что же это ты, братец, отстаешь по арифметике?

Я удивился:

– Артем Павлович, я не отстаю.

– Не отстаешь, а две единицы получил. Это как же?

– Не знаю, – еще больше удивился я.

Мальчишки закричали:

– Он не отстает. Артем Павлович! Он все задачи порешал!

– Ну-ка, иди к доске, – сказал учитель.

Он продиктовал задачу, и я, бойко отстукивая мелом по доске, решил ее без затруднения.

– Странно, – пожал Артем Павлович плечом. – Очень странно. Почему ж у тебя стоят тут две единицы?

Степка Лягушкин, который так прямо и говорит все, что думает, встал и сказал:

– Это, Артем Павлович, не две единицы. Вы ему прошлый раз за хороший ответ поставши аж одиннадцать. Вы еще тогда сказали: “Поставил бы двенадцать, да ты ростом не вышел”. Это одиннадцать, а не две единицы.

Артем Павлович хмыкнул, поморгал и зачеркнул в журнале отметку.

– Хорошо, поставлю тебе отлично, – сказал он.

Это была первая отличная отметка за все три с лишним года, что я провел в училище.

По И. Василенко

3. Перескажите текст, заменяя диалогическую речь монологической.

305

1. Спишите пословицы. Расставьте недостающие знаки препинания.

2. Укажите разряд имен числительных.

1. Долг первый наследник. 2. Сто голов сто умов. 3. Конь о четырех ногах да и тот спотыкается. 4. За одного ученого двух неученых дают да и то не берут. 5. За семь верст комара искали а он на носу. 6 Семь сел один вол да и тот гол. 7. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. В какой ситуации может быть употреблена каждая пословица?

306

1. В материалах таблицы на с. 132 найдите информацию о простых и составных числительных.

2. Приведите по три примера простых и составных числительных. В числительных выделите корни.

3. Приведите пример числительного, состоящего из большого количества слов (не менее шести).

В составных числительных каждое слово пишется отдельно: двадцать четыре, девятсот восемьдесят седьмой, пятьдесят пять миллионов.

307

1. Выпишите сначала простые числительные. Затем выпишите составные числительные.

2. При написании каких числительных можно допустить ошибку? Подчеркните в этих числительных буквы, выбор написания которых может вызвать у вас затруднения.

Образец. Девятьсот одиннадцать, пятьдесят семь, семьсот пятнадцать.

Одиннадцатый, двенадцать, двадцать седьмой, тридцать восемь, шестнадцатый, восемнадцатый, пятьдесят, пятьдесят семь, шестьдесят, шестьдесят восемь, пятьсот, пятьсот одиннадцатый, шестьсот, шестьсот семнадцатый, девятьсот, восемьдесят, девятьсот восемьдесят, семь тысяч семьсот восемьдесят восемь, двадцать пять тысяч шестьсот семьдесят девять, тринадцать, восемьсот семнадцать тысяч, девятнадцатый.

3. Используя материалы таблицы на с. 132. укажите в скобках количественные (кол.) и порядковые (пор.) числительные.

308

1. Составьте с данными числительными словосочетания. Числительные запишите словами.

2. В словосочетаниях укажите главное и зависимое слово.

309

1. Спишите словосочетания, записывая цифры словами. Выделите окончания существительных.

2. Укажите в словосочетаниях главное и зависимое слово.

6 килограммов абрикосов, 11 килограммов апельсинов, 45 килограммов лимонов, 100 килограммов мандаринов, 10 центнеров помидоров, 8 тонн арбузов, 12 килограммов персиков, 120 центнеров бананов.

3. Прочитайте словосочетания вслух, ставя числительное в форму родительного падежа.

310

1. Выпишите сочетания числительных с существительными, записывая числа словами. Укажите состав числительных: простые (прост.) или составные (сост.).

2. Перескажите текст, используя выписанные словосочетания в качестве опорных.

Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, гимназист VII класса Егор Зиберов должен заниматься с Петей Удодовым по 2 часа ежедневно, за что и получает 6 рублей в месяц. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкаф за тетрадками. Занятие начинается.

– Берите доску. Какая следующая задача?

Петя берет доску и вытирает ее рукавом.

Учитель диктует:

– “Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?” Повторите задачу.

Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.

– Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так… продолжайте. Ну что, остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!

Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.

– И без алгебры решить можно. – говорит Удодов-старший, протягивая руку к счетам и вздыхая. – Вот, извольте видеть…

Он быстро щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.

Миллио́н

Миллиард

Перспективы

Словарь

Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра, применявшаяся до введения метрической системы.

311

1. Спишите предложения, записывая числительные словами.

2. Укажите состав числительных: простые (прост.) или составные (сост.).

1. – Ты хочешь написать великую книгу? Это удается одному из 100 000 000! (С. Довлатов). 2.

Оказалось, что сложный мозг человека, имеющий бесчисленное количество клеток (свыше 12 000 000 000), способен принимать и удерживать огромное количество электронов (М. Зощенко). 3. На 3 процента сила света уменьшится не ранее как через 150 000 000 000 лет. Перед человечеством открыты перспективы по крайней мере еще на 10 000 000 000 лет (М. Зощенко).

4. Когда мы с Зойкой выбрались из леса на просеку, мы увидели над нашими головами темно-синее небо со 100 000 000 звезд (И. Дик). 5. Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 000000 километров. Пешеход, который преодолевает ежедневно 30 километров, шел бы до Солнца 14 000 лет.

3. Разберите выделенное слово по составу и как часть речи.

Проверьте свои знания

312 “Четвертый лишний”

1. Пятьсот восемь, шестьсот, восемьдесят три. девятьсот одиннадцатый.

2. Миллион, миллиардный, ста пятидесяти двух, тысяча.

313

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

2. Укажите состав числительных: простые (прост.), составные (сост.).

1. Готовила им нян..ка моей матери, с их точки зрения девч..нка, ей восемьдесят лет было (Д. Гранин). 2. Это экземпляр вида, который все сч..тали вымерш.. семьдесят ми..ионов лет назад (Д. Гранин). 3. В общежити.. Алеша Коренев нач..нал свою городскую жизнь, пр..ехав сюда восемна..цать лет назад (В. Распутин). 4. Десять лет не

Видали волч..его следа, и вдруг волк об..явился (Ю. Коваль). 5. Сорок пять лет прошло с того дня. как они ра..стались (Д. Гранин). 6. Будем пр..ходить на службу. Каждый месяц получать жалованье ми..иардами (Б. Пастернак).

3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Словарь

Жалованье – устар. денежное вознаграждение за службу, работу.




Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных. Простые и составные числительные. Написание составных числительных