ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

ЯЗЫК

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 23. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

I. Прочитайте и сопоставьте два текста. Скажите, с помощью слов какой части речи писатель сделал текст ярким, выразительным.

1. Было утро, тучки стояли барашками на лазури; роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; земля, казалось, еще хранила след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

(По И. Тургеневу)

2. Утро было славное, свежее;

маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная, темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

(И. Тургенев)

II. Отвечая на вопросы, сформулируйте определение имени прилагательного как части речи. Обоснуйте ответ с помощью примеров, а затем сверьте свое суждение с теоретическим материалом, данным ниже. Вся ли информация была вам знакома? Что нового

вы узнали об имени прилагательном?

1. Какая часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

2. Как изменяются прилагательные?

3. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

– Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?: (какой?) зеленый; (чей?) лисий.

Прилагательные имеют следующие морфологические признаки: постоянные – разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные: красный, каменный, медвежий) и непостоянные – род, число, падеж (светлый, светлые, светлого).

Начальная форма прилагательного – именительный падеж мужского рода единственного числа.

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением или сказуемым

 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

139. I. Прочитайте текст. Какая информация, данная в тексте, дополняет ваши знания о грамматических признаках прилагательных?

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовались бы они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. “Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время? ” – догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и одолжило свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные: чтобы согласоваться с Существительным, берут у него напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба!

(В. Бурмако)

II. Выпишите выделенные прилагательные, в скобках укажите род, число, падеж каждого из них.

140. I. Прочитайте текст. Выпишите прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Укажите падеж прилагательных, определите известные вам их грамматические признаки. Скажите, почему следовало выписывать прилагательные вместе с определяемыми словами.

Тысячи лет может пролежать в сухой земле зерно. Но придет вода – и зерно прорастает. Безжизненны и страшны пустынные степи. Но стоит провести воду – и они превращаются в сад.

Так и не добравшись до новых земель, измученные жаждой мореплаватели сворачивали назад. Но будь у них пресная вода – и на карте стало бы одним “белым пятном” меньше. С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможна.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Незадача

 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Подарив людям воду, природа дала нам в руки колоссальное богатство. Что по сравнению с ним клады и сокровища, за которыми охотились пираты? Представь себе, что моря и реки высохли до дна и все сокровища, которые море таило от человека, предстали перед тобой. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и все золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды дороже всех драгоценностей.

Ты понял, каким богатством владеешь?

Тогда научись защищать его! Над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы и фабрики загрязняют сточными водами реки. Если не принять срочных мер, реки умрут, умрут затем и моря. А вместе с ними умрет целый мир существ, обитавших в них и возле них.

(А. Чапковский)

II. Поставьте выписанные прилагательные в форме родительного падежа, выделите окончания. Прочитайте, правильно произнося окончания прилагательных в форме родительного падежа.

III. Рассмотрите иллюстрацию. Предложите идею плаката на тему сохранения водных ресурсов.

141. I. Прочитайте отрывок из стихотворения. Какие прилагательные употребил автор, описывая звезды?

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

(С. Есенин)

II. Найдите в данном отрывке обращения. Объясните расстановку знаков препинания при них.

142. Прочитайте текст. На основе его содержания составьте и разыграйте диалог. Поделитесь с другом информацией, почерпнутой из текста. Используйте прилагательные с учетом речевой ситуации.

Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Древние народы делали книги из мягкой глины, выдавливая на глиняных табличках значки острой палочкой. Потом эти глиняные таблички сушили или обжигали. Из табличек составлялись книги и даже целые библиотеки.

Одну из таких библиотек нашли при раскопках более ста лет назад на месте столицы древнего государства Ассирии.

В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинах и нанизывали их на крепкую бечевку*.

Позднее китайцы писали свои книги на шелке, а со II века новой эры – на бумаге.

В Древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах. Потом изобрели папирус. Этим материалом пользовались почти две тысячи лет.

(По “Детской энциклопедии”)

 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Египетское иероглифическое письмо

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Бечевка – тонкая веревка.

143. I. Спишите отрывок из стихотворения, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор первого предложения. Каким членом предложения чаще всего бывают прилагательные?

Звезды ясные, звезды пр..красные

Наш..птали цв..там ска..ки чудные,

Л..пестки улыбнулись атласные,

Задр..жали листы изумрудные.

И цв..ты, опьяненные росами,

Ра..сказали нам ска..ки нежные, –

И ра.. несли их ветры мятежные

Над з..млей, над в..лной, над утесами.

(Н. Феофанов)

II. Проверьте правильность написания слов с пропущенными буквами, подобрав, где можно, проверочные слова.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Изумрудные

III. Скажите, как выделенные прилагательные помогают понять отношение автора к звездам. Опишите ситуации, в которых можно употребить эти прилагательные.

IV. Ознакомьтесь с порядком морфологического разбора имени прилагательного (приложение, с. 253). Сделайте морфологический разбор прилагательных атласный, прекрасный, указав известные вам грамматические признаки данной части речи.




ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ