Имя существительное как часть речи

УРОК № 35

Тема. Имя существительное как часть речи

Цель: дать учащимся понятие о существительном как части речи, о роде существительного, изменении существительных по числам и падежам, об одушевленных и неодушевленных, нарицательных и собственных существительных, их написании.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Именами существительными

называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, например: сестра, брат, дитя; тетрадь, урок, окно.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, например: пенал, день, брат, дядя – мужского рода (к ним можно подставить слово мой); сестра, песня, школа, семья – женского рода (к ним можно подставить слово моя); окно, утро, поле, море – среднего рода (к ним можно подставить слово мое).

Имена существительные изменяются по падежам, например:

стоит сестра, нет сестры, встретил сестру.

Имена существительные имеют два числа: единственное (учебник, парк, рыбак) и множественное (учебники, парки, рыбаки).

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями, реже – обстоятельствами, например: Охотник подстрелил в лесу волка.

2. Выявление восприятия. Распределительный диктант. Прослушайте текст, выпишите имена существительные, отвечающие на вопрос кто? в левую колонку, на вопрос что? – в правую. Запишите существительные в форме именительного падежа единственного числа. Определите их род.

Из-за леса поднимается солнце. Прохлада бодрит, и мы быстро идем к лесу. Тишина нарушается стуком дятла. А вот прыгнула белка, пробежал заяц. Солнце поднялось высоко. Мы подходим к поляне. Она пестрит цветами, над ними с жужжанием летают пчелы.

3. Объяснение учителя (продолжение).

Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? например: учитель, работник, заяц, лиса. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? например: портфель, листопад, веселье, завтрак.

4. Выявление восприятия.

Работа осуществляется на материале распределительного диктанта.

Ученики определяют, какие существительные являются одушевленными, какие – неодушевленными.

5. Объяснение учителя (завершение).

Среди существительных выделяется группа собственных имен: имена, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, селений, улиц, морей, проливов, островов и т. п. Остальные существительные называются нарицательными.

Имена существительные собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, газет, журналов, кинотеатров, стадионов и т. п. пишутся в кавычках, например: басня Ивана Андреевича Крылова “Квартет”, кинотеатр “Парк”.

6. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Допишите предложения.

Столица Украины – город… . Самая высокая гора в Крыму – … . В нашем городе протекает река… . Александр Сергеевич Пушкин родился в… . Великий поэт написал такие произведения: …, …, … .

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Распределительный диктант.

Определите род имен существительных, разместите слова в трех столбцах.

Картофель, пальто, трамвай, метро, ведерко, полотенце, рояль, манжета, туфля, заря, фамилия, какао, тюль, врач, мощь, овощ, дочь, шалаш, гость.

2. Диктант-перевод.

Переведите текст на русский язык. Найдите имена существительные. Определите их род и число.

Сонце зайшло, і надворі почало вже темніти. На заході небо червоніло жаром. На сході понад зеленим лісом небо було синє. Гасло полум’я на заході, дотлівали червоні хмарки, займалися серед неба ясні зорі. Чорна ніч простелювалась чорним сукном по селу, по садках, по лісах.

(И. Нечуй-Левицкий)

3. Диктант-диалог

Задайте друг другу вопросы о летнем отдыхе (где отдыхали?), о любимых книгах (фамилии, имена, отчества писателей, названия произведений) и т. п. Ответы запишите. Подчеркните изученную орфограмму.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 32, 33. Упр. 355.




Имя существительное как часть речи