Имя существительное. Значение существительных. Изменение существительных по числам и падежам

УРОК № 37

Тема. Имя существительное. Значение существительных. Изменение существительных по числам и падежам

Цель: углубить знания учащихся об имени существительном как части речи, об изменении существительных по числам и падежам; развивать навык распознавания имени существительного как части речи, умение определять число и падеж существительного в тексте; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают имя существительное и выделяют эту часть речи с помощью вопроса; определяют число и

падеж существительного.

Оборудование: учебник.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Выпишите из стихотворения имена существительные. Докажите, что это существительные. Определите их род, число, падеж.

ЗИМНЯЯ БАХРОМА

На сосне и на березе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на березе

И сосне.

(В. Орлов)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Словарный диктант.

Подберите проверочные слова.

Ведро,

село, повар, стрела, спина, цветок, лесник, лошадка, больной, зелень, отбежать, дотащить, отяжелеть, нагревать.

– Выборочный диктант.

Выпишите имена существительные. Объясните орфограммы.

Зима в горах идет сверху. Выпал снег на вершинах. На серых оконечностях скал при солнце сверкали куски холодного синеватого сахара.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевленными (шофер, сестра), а на вопрос что? – неодушевленными (парта, ручка).

В русском языке, как и в украинском, существительные изменяются по числам и падежам.

Изменение существительных по числам и падежам называется склонением.

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 180 (сравнение падежей в русском и украинском языке).

– Тренировочные упражнения.

1. Просклоняйте в единственном и множественном числе существительные.

I вариант Дорога.

II вариант Вечер.

2. Выпишите в одну колонку существительные, употребленные в единственном числе, в другую – во множественном.

Водоросли, дымок, озера, день, ромашки, муравьи, сосна, счастье, узоры, тучки, полоски, поток, золото, травинка, птички.

3. Определите число и падеж существительных, выделите окончания.

На снежной равнине, в зеленом наряде, угрюмая ель, пушистым снегом, сухую березу, зимнее солнце, огромные сугробы, разноцветными коврами.

4. Составьте словосочетания, употребляя предлоги. Существительные, данные в скобках, поставьте в соответствующий падеж. Падеж укажите. Обозначьте окончания существительных.

Плавать (река, теплоход); собираю (травы, луга); отвечаю (вопросы, учитель); идти (коридор, школа); видеть (кабина, корабль); стоять (берег, море).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Распределительный диктант.

Распределите в две колонки слова: 1) отвечающие на вопрос кто? (одушевленные существительные); 2) отвечающие на вопрос что? (неодушевленные существительные).

Шофер, снегопад, тетрадь, ветеран, почтальон, трамвай, дуб, депутат, ученик, пиджак, ровесник, велосипед, тракторист, корова.

– Тренировочные упражнения.

1. Поставьте данные существительные во множественном числе, расставьте ударение.

Документ, инженер, километр, магазин, портфель, средство, шофер, месяц, офицер, гражданин.

2. От данных глаголов образуйте существительные.

Образец: смеяться – смех.

Шуметь, учиться, шептать, бороться, шелестеть, дышать, помогать, работать, любить, мечтать, веселиться.

3. К данным существительным подберите антонимы и поставьте их в творительном падеже.

Образец: день – ночь – ночью.

Молодежь, сила, правда, шум, болезнь, радость.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 34, 36.

2. Выполнить упражнение: [1] 402; [2] 247 (письменно).

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Имя существительное. Значение существительных. Изменение существительных по числам и падежам - Плани-конспекти уроків по російській мові


Имя существительное. Значение существительных. Изменение существительных по числам и падежам