Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Развитие речи. Культура речи. “Утро вечера мудренее”

УРОК № 56

Тема. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Развитие речи. Культура речи. “Утро вечера мудренее”

Цель: дать учащимся представление о склонении количественных числительных; формировать навыки правильного употребления в падежных формах количественных числительных.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

Склонение

числительных 1, 2, 3, 4.

Обратите внимание: числительное один согласуется с существительным во всех падежах, как прилагательное, например: один стол, одного стола, одному столу и т. д.

В творительном падеже числительное четыре пишется с ь: четырьмя.

2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Устно (по вариантам) просклоняйте числительные вместе с существительными.

Один карандаш, одно окно, одна тетрадь, два метра, две брошюры, три килограмма, четыре портфеля.

3.

Работа с учебником.

Склонение числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 200 до 900.

Обратите внимание:

1) числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительное степь (3-го склонения);

2) числительное восемь в творительном падеже употребляется в двух формах: восемью и восьмью;

3) в числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 при склонении изменяются обе части.

4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Устно просклоняйте числительные вместе с существительными: сорок метров, пятьсот восемьдесят километров.

5. Работа с учебником.

Склонение числительных 40, 90, 100.

6. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Произнесите вслух:

К 40 + 60 = 100; от 90 – 50 = 40.

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Устное упражнение.

Прочитайте вслух примеры вместе с ответами.

Образец выполнения: 4 + 9 = 13.- К четырем прибавить девять, будет тринадцать.

1) К 4 + 7 = ?

2) От 30 – 19 = ?

3) От 18 – 13 = ?

4) От 8 – 3 = ?

5) С 8 сложить 11 = ?

6) К 17 + 13 = ?

7) С 9 сложить 9 = ?

8) К 19 + 11 = ?

9) К 90 + 40 = ?

2. Диктант с грамматическим заданием.

Запишите предложения, заменяя цифры словами и употребляя числительные в форме нужного падежа.

1) Было 11 часов утра. 2) Подъехал автобус с 40 туристами. 3) Беседа закончилась около 8 часов вечера. 4) Вышла книга с 50 иллюстрациями. 5) При школе был фруктовый сад с 20 грушами, 60 вишнями и 80 яблонями. 6) Отряд состоял из 100 всадников. 7) На столе лежал альбом с 70 фотоснимками. 8) На теплоходе было более 400 пассажиров. 9) Подошел теплоход с 800 экскурсантами.

3. Практическое упражнение.

Согласование существительных с числительными в нужной падежной форме.

1 (полено, окно, сумка, доска, год, день).

3 (метр, час, миллион, тетрадь, ночь, книга).

7 (день, километр, чашка, береза, окно).

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 272-273.)

2. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 599.

3. Углубление знаний.

Упр. 600.

Подсказка: просклоняйте слова тысяча, свеча; миллион, батальон. Сравните.

Имеют ли слова тысяча, миллион форму множественного числа?

Сделайте вывод: грамматические признаки какой части речи есть у числительных тысяча, миллион?

4. Устное сочинение-описание.

Упр. 603.

5. Работа над развитием навыков культуры речи.

Рубрика “Советуем запомнить!”, с. 274.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 51. Упр. 598, 604.




Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Развитие речи. Культура речи. “Утро вечера мудренее”