Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

II СЕМЕСТР

УРОК 54

Тема. Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

Цель: учить учащихся выразительно рассказывать стихотворения о природе; передавать свои чувства и отношение ко всему живому на земле; рассуждать по данной теме; развивать речь, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе; формировать критическое отношение к загрязнению окружающей среды.

Оборудование: рисунки птиц к игре “Узнай знакомую”;

аудиозапись пьес из альбома П. И. Чайковского “Времена года”; рисунки предметов живой природы; рисунки машины, игрушек, мебели, дома; игрушки – ежик, солнышко, ветер; рисунок ” В лесу “; рисунок к стихотворению А. Фета ” Чудная картина”.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра “Узнай знакомую”

Комментарий: на доске – рисунки птиц, о которых дети говорили на прошлом уроке, и птиц, о

которых не вспомнили. Нужно выбрать знакомых птичек.

Знакомые: синицы, скворцы, дятлы, сороки, сойки, воробьи, вороны, снегири. Незнакомые: соловьи, журавли, щеглы, шишкари, ласточки, голуби и т. д.

2. Игра “Узнай незнакомку”

Комментарий: учитель описывает по очереди оставшихся на доске птиц и говорит, как они называются, а дети узнают птичку по описанию.

III. Сообщение темы и задач урока

– Сегодня на уроке вы узнаете, что мы называем природой, зачем нужно оберегать природу. Выучите стихотворение о природе А. Фета “Чудная картина”. Будете учиться задавать вопросы и давать на них полные ответы.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель читает стихотворение-рассказ Л. Дайнеко о природе (на фоне аудиозаписи пьесы из музыкального альбома П. И. Чайковского “Времена года”).

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

– Назовите предметы природы, о которых говорилось в стихотворении.

– Какие еще предметы природы вы знаете?

– Знаете ли вы, что природа бывает живая и неживая?

– Какие предметы относятся к живой природе, какие – к неживой?

– Нужно ли беречь природу?

– На все эти вопросы мы и будем искать ответы на нашем уроке.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Сообщение учителя

– Природа – это окружающий нас воздух, вода, солнце, облака, камни, песок, растения и животные. Человек – тоже часть природы. Наша жизнь тесно связана с природой. Воздухом мы дышим, водой утоляем жажду. Растения и животные дают нам пищу.

Изучая природу, познавая ее тайны, мы учимся лучше понимать себя. Если мы будем беречь природу, правильно использовать ее, то обеспечим себе здоровье и благоприятные условия жизни.

На доске поочередно выставляются рисунки с предметами живой природы.

– Давайте вспомним, что мы называем природой.

 Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

– А все то, что сделано руками людей,- не относится к природе. Например (выставляются рисунки).

 Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

2. Игра “Природа вокруг нас”

Комментарий: учитель показывает рисунки, а дети хлопают в ладоши, если предмет относится к природе, и сидят тихо, если этот предмет сделан руками человека.

3. Игра “отгадай-ка”

– К нам пришли гости, но они стесняются показаться вам, т. к. забыли свои имена. Давайте поможем им! (Учитель заранее положил в коробку игрушечного ежика, солнышко и ветер.)

– В стране лесной

Живет портной,

А одежки ни одной.

А в чем секрет? Какой ответ?

Иголки есть, а ниток нет. (Еж)

– Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбка – лучи,

Очень горячи. (Солнце)

– Когда он отдыхает,

На время все стихает.

И листья не колышутся,

И шорохи не слышатся. (Ветер)

– Молодцы!

VI. Работа по теме урока

1. Слушание рассказа “пять дубочков”

– Послушайте, какой рассказ принесли нам наши гости.

ПЯТЬ ДУБОЧКОВ

Дима и Сережа пошли погулять в лес. Там они встретили Ежика. Ежик подарил мальчикам по три саженца маленьких дубочков и сказал:

– Посадите их возле дома.

Принес Дима свои саженцы домой, выкопал ямку, посадил дубок. Взял второй саженец, глянул и подумал, что корень у него слабый. Потому и решил выбросить его на дорогу. Глянул на третий дубок. И показалось ему, что веточки у саженца совсем слабые. Выкинул Дима и это деревце на дорогу.

А Сергей посадил свои три дубочка, выходит на дорогу, и видит, что два саженца в пыли на дороге валяются. Поднял их и посадил рядом с тремя дубками.

Поливал Сережа дубки, ухаживал за ними. А Солнышко и Ветер ему помогали. И через время зазеленели молодые деревца. Зашелестел Ветер среди молодых веточек, заиграло Солнышко на зеленых струнах.

А Дима забыл про свой дубок. Засохло маленькое деревце.

Прошло много лет. Стали мальчики взрослыми людьми. У Дмитрия уже свой сыночек подрастает – Димочка, а у Сережи – Сережа.

Однажды спрашивает Димочка папу:

– Папа, почему возле дома Сергея растут пять дубочков, а возле нашего дома – ни одного?

Молчит отец. Молчит…

– Как вы думаете, кто из мальчиков поступил правильно? (Сергей)

– Почему вы так решили? (Он посадил и вырастил деревья.)

– Кто помогал Сереже ухаживать за деревцами? (Ветер и Солнышко)

2. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

1) Беседа

– Посмотрите, какой рисунок принесли нам наши гости. (На сюжетном рисунке изображены мальчики, которые ходят по лесу и встречают Ежика, несущего саженцы.)

– Кого вы видите на картинке? (Мальчиков)

– Как их зовут? (Дима и Сережа)

– Кого встретили дети? (Ежика)

– Что несет Ежик? (Саженцы дубочков)

– Как вы думаете, что сказали Ежику дети, когда встретились? (“Здравствуй, Ежик!”)

– Что ответил им Ежик? (“Здравствуйте, ребята!”)

– Что спросили дети у лесного жителя?

– Что ответил Ежик?

2) Работа над составлением диалога из 3-4 вопросов и ответов

После этого учитель выбирает детей-актеров и предлагает им инсценировать ситуацию.

3. Работа над заучиванием стихотворения о природе А. Фета “Чудная картина”

– Ой, посмотрите, что это принес нам Ветер-ветерок?!

Учитель открывает конверт и читает стихотворение А. Фета “Чудная картина”. На доске открывается рисунок, иллюстрирующий природу, описанную в стихотворении.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

– Почему автор называет картину “чудной”? Как вы понимаете это слово? (Чудесная, прекрасная, красивая, очаровательная)

– Какого цвета равнина? (Белая равнина)

Учитель описывает рисунок словами стихотворения.

Учащиеся вместе с учителем выучивают и рассказывают стихотворение наизусть.

VII. Итог урока

– Кто приходит к нам в гости?

– О чем нам рассказали Ежик, Солнышко и Ветерок?

– Что нужно сделать, чтобы о тебе помнили? (Сажать деревья, ухаживать за ними.)

– Какую картину нарисовал художник? (Чудную)

– Как вы думаете, какое время года описал А. Фет в своем стихотворении?

– Давайте вспомним, что бывает зимой.

– Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

– Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

– Ребята, чем мы с вами можем помочь природе?

– Как к ней нужно относиться? Почему?




Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям