Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи. “С чего начинается родина”

УРОК № 37

Тема. Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи. “С чего начинается родина”

Цель: дать учащимся представление о частях речи в русском языке; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: схема, учебник, портреты М. В. Ломоносова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со схемой.

– Рассмотрите схему.

 Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи. С чего начинается родина

– На какие группы делятся части речи?

Поставьте вопросы к самостоятельным частям речи.

– Можно ли поставить вопросы к служебным частям речи?

2. Задание учащимся.

(Вырабатывание умения распознавать части речи.)

– Прочитайте предложения (запись на доске). Укажите, какой частью речи выражено каждое слово.

Я скоро позабыл о вчерашней вьюге. (А. Пушкин) Молодой месяц показался на ясном небе. (А. Пушкин).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Практическое упражнение.

Упр. 376.

2. Актуализация опорных знаний.

Упр. 377.

3. Работа с текстом.

– Запишите текст “Мама” (с. 174). Выпишите из него примеры имен существительных,

имен прилагательных, глаголов; в скобках укажите вопросы, на которые отвечают эти части речи.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение учителем текста “По родной земле”.

Учебник, с. 172.

2. Работа с библиографическими справками.

Учебник, с. 173.

3. Выполнение заданий к тексту.

1) Определение главной мысли текста (упр. 381).

2) Работа с опорными словами и выражениями (упр. 382).

3) Подбор близких по значению слов (упр. 383).

4) Работа с вопросами (упр. 384).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 33.

2. Выполнить упр. 378, 386.




Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи. “С чего начинается родина”