Мы рисуем. С. Я. Маршак “Мяч”. Игра “Мяч”. Игра “Сколько карандашей и какие?” Чтение данной схемы предложения

I СЕМЕСТР

УРОК 23

Тема. Мы рисуем. С. Я. Маршак “Мяч”. Игра “Мяч”. Игра “Сколько карандашей и какие?” Чтение данной схемы предложения

Цель: формировать у учащихся умение воспринимать стихотворные произведения; положительную мотивацию к чтению на основе игровой деятельности, совершенствовать навык составления графических моделей предложений; ознакомить с биографией и творчеством С. Я. Маршака; развивать мышление, воображение, зрительную и слуховую память, внимание; воспитывать любовь к литературе, желание

читать художественные произведения.

Оборудование: аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака “Мяч”, портрет С. Я. Маршака, выставка его книг, мяч для игры, схемы предложений.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Стихи Самуила Яковлевича Маршака с детских лет являются друзьями всех ребят.

Родился поэт в городе Воронеже 3 ноября 1887 года. Рано полюбил стихи и уже с 4-летнего возраста пытался сам сочинять,

а в 11 лет стал учиться в гимназии и переводил древнеримского поэта Горация.

Затем учился в Петербурге, Ялте, Англии, где окончил Лондонский университет.

В 1920 году в городе Краснограде создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Маршака считают одним из основоположников детской литературы.

Учащиеся рассматривают портрет поэта, выставку произведений С. Я. Маршака и называют их вместе с учителем.

III. Работа по теме урока

1. Работа с загадкой

Учитель читает текст загадки вслух, а учащиеся отгадывают ее.

Бью его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

2. Слушание аудиозаписи стихотворения С. Я. маршака “мяч”. Беседа

Учитель. У Самуила Яковлевича Маршака есть замечательное стихотворение про мяч. Оно так и называется “Мяч”. Давайте послушаем его!

Звучит аудиозапись стихотворения.

МЯЧ

Мой,

Веселый,

Звонкий,

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и все!

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем именно?

– На что похож ритм стихотворения? (На удары отскакивающего мяча.)

3. Физкультминутка. игра “передай мяч другому” (называя стихотворения С. Я. Маршака)

Комментарий: каждый ряд получает по мячу. По сигналу учащиеся передают его друг другу. От последнего участника мяч по той же “цепочке” возвращается к учителю.

4. Составление графических моделей предложений

Комментарий: учитель читает предложения из произведений С. Я. Маршака, а учащиеся составляют графические модели этих предложений.

Например:

– “Карман”

Всех детей гулять ведут.

 Мы рисуем. С. Я. Маршак Мяч. Игра Мяч. Игра Сколько карандашей и какие? Чтение данной схемы предложения

Только Ваня не обут.

 Мы рисуем. С. Я. Маршак Мяч. Игра Мяч. Игра Сколько карандашей и какие? Чтение данной схемы предложения

– “Кошкин дом”

Загорелся кошкин дом.

 Мы рисуем. С. Я. Маршак Мяч. Игра Мяч. Игра Сколько карандашей и какие? Чтение данной схемы предложения

Бежит курица с ведром.

 Мы рисуем. С. Я. Маршак Мяч. Игра Мяч. Игра Сколько карандашей и какие? Чтение данной схемы предложения

5. Составление предложений по данным графическим моделям

 Мы рисуем. С. Я. Маршак Мяч. Игра Мяч. Игра Сколько карандашей и какие? Чтение данной схемы предложения

IV. Итог урока

Беседа

– С творчеством и биографией какого писателя вы познакомились?

– Какие произведения С. Я. Маршака вы знаете и запомнили?

– На что похож ритм чтения стихотворения “Мяч”? (На удары отскакивающего мяча.)

– Чем еще на уроке мы с вами занимались? (Составлением модели предложений и предложений по моделям.)




Мы рисуем. С. Я. Маршак “Мяч”. Игра “Мяч”. Игра “Сколько карандашей и какие?” Чтение данной схемы предложения