НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ

12. НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Представим, что мы хотим поделиться впечатлениями от увиденного летом на каникулах с нашими друзьями или родственниками. Для большей наглядности мы могли бы зарисовать с натуры или по памяти места, где мы побывали, провели время, отдохнули. Как же нам воссоздать на бумаге то, что мы видели вокруг? Вспомним, что мы учили о перспективе раньше.

Главный принцип перспективы – изображение объемных предметов такими, какими мы видим их с определенной точки наблюдения. Иначе говоря,

на плоскости листа бумаги с помощью перспективных сокращений мы изображаем иллюзию пространства. Умение пользоваться знаниями перспективы позволяет нам не только изображать предметы “с натуры”, но и воссоздавать давно утраченные памятники искусства, дошедшие до нас в разрушенном виде.

Название “перспектива” происходит от латинского слова perspicere, что в переводе означает “смотреть сквозь”. В названии отразился старинный способ создания изображений предметов на прозрачной

поверхности (стекло, тонкая прозрачная ткань), сквозь которую предметы просматривались и на которой фиксировались все перспективные сокращения.

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Железнодорожный мост. Киев. Перспектива. Фото. Зрительное уменьшение пролетов моста при приближении к линии горизонта по законам перспективы

Если подойти к окну с кистью, наполненной краской, и обвести на стекле контуры видимых за окном предметов, то изображение (рисунок), полученное на стекле, будет называться перспективой. Эти опыты по изучению закономерностей перспективных сокращений отобразились в одном из определений живописной картины – “окно в мир”. Этот простой метод использовали художники уже в XV-XVI вв., когда старались теоретически обосновать законы перспективы.

Рисование предметов с натуры происходит на основе видимой (наблюдательной) перспективы. Ведь человек видит вещи, глядя на них двумя глазами, то есть зрительно воспринимает предметы сразу с обеих сторон.

Можно сравнить изображение одного и того же предмета на фотографии и в реальности, когда смотрим на него двумя глазами. Если при этом прищурим один глаз, то увиденное станет более подобно изображению на фото. Разгадка проста – фотокамера также “смотрит” на окружающий мир “одним глазом”. Однако в основе видимых изображений лежат все-таки законы линейной перспективы.

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Схема перспективных сокращений прямоугольных плоскостей, находящихся выше и ниже линии горизонта, слева и справа от наблюдателя

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Изменение эллипсов относительно линии горизонта

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Изменение плоскостей относительно линии горизонта

Следует помнить, что в перспективе плоскость, находящаяся ниже, будет казаться более раскрытой. Поэтому и эллипс, лежащий на ней, будет более широкий, округлый.

Основное правило линейной перспективы следующее: предметы, имеющие одинаковые размеры, но отдаленные от наблюдателя на разные расстояния, будут изображены на картине неодинаково: те, которые находятся ближе, будут нарисованы большими, а которые дальше, – меньшими.

Вспомним, что линия горизонта – это воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз. Изображение меняется также в зависимости от размещения линии горизонта. Пронаблюдаем, что мы видим за окном своей квартиры: будто на картине, видны дома, улица и небо над ними (рис. а). Если сядем на стул, изображение, которое мы увидим, изменится (рис. б): увеличится площадь неба, а поверхности земли станет совсем “мало”. При перемещении по комнате вправо (рис. в) и влево (рис. г) из поля зрения будут уходить соответствующие части пейзажа и будут добавляться новые.

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Перспективное построение экстерьера Интерьер метро. Фото

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Вид пейзажа за окном в зависимости от того, в каком положении находится наблюдатель: а – стоит; б – сидит; в – переместился вправо; г – переместился влево, h – линия горизонта.

То есть, рисуя с натуры, необходимо всегда занимать определенное положение, или, говоря профессиональным языком, выбирать себе точку наблюдения. В зависимости от того, на чем мы хотим сделать акценты, выбираем высоту линии горизонта. Например, если линию горизонта опустить достаточно низко, то можно подчеркнуть величие и значимость предметов, сооружений и т. п.

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Наблюдательная перспектива. Предметы, которые имеют одинаковые размеры и размещены ближе, будут нарисованы большими, те, что дальше, – меньшими.

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Ученические работы

Используя законы перспективы и углубляя свои знания о ней, вы легко изобразите в пространстве здания, интерьеры, перспективы улиц.

Итак, правильно построенное перспективное изображение позволит вам представить еще не существующие дома и предметы такими, какими вы увидели бы их в пространстве.

1. Что такое видимая (наблюдательная) перспектива?

2. Рассмотрите картину на стр. 68. Где на этой картине проходит линия горизонта?

1. Попробуйте нарисовать один и тот же пейзаж за окном с разных точек наблюдения. Для этого вам нужно припомнить законы перспективы и пример, который мы рассматривали на уроке.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски,

Карандаш, резинка, кисти.

План работы:

– Возьмите лист бумаги и нарисуйте линию горизонта.

– Относительно нее воссоздайте пейзаж, который вы видите за окном.

– Затем, встав, нарисуйте его еще раз.

– Сравните, как изменилось изображение.

2. Нарисуйте интерьер своего жилища.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

МАСТЕР-КЛАСС

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Фронтальная перспектива имеет одну точку схода

ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА В ПЕРСПЕКТИВЕ

Интерьер – это своеобразный “портрет” помещения. Для рисунка комнаты большую роль играет выбор точки наблюдения и точное перспективное построение.

Интерьер можно изобразить во фронтальном и угловом положении. Во фронтальном виде одна из стен комнаты параллельна плоскости листа, и в этом случае можно изобразить три стены сразу. В угловом положении можно увидеть две стены, находящиеся под углом друг к другу.

Если нужно рисовать интерьер в угловом положении, то проводят вертикальную линию, которая показывает стык двух стен. Она пересекается линией горизонта, разделяющей ее надвое.

Затем строят перспективу боковых стен, пола и потолка, пользуясь двумя точками схода, находящимися с обеих сторон от главной точки наблюдения. Эти точки не всегда можно найти на плоскости листа, но их положение на линии горизонта необходимо мысленно представлять во время рисования.

 НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА




НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА