Написание слов с безударными гласными в корне

2 класс

Состав слова. Однокоренные слова

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Найти и обозначить в выделенных словах общую часть – корень.

ЛЕТОМ

Был чудесный летний день. Ярко светило солнышко. В полдень небо затянуло темными тучами. Налетел резкий ветер. Стайка ворон скрылась всаду. Зашумели деревья. Огненной стрелой блеснула молния. Загремел гром. Полил сильный дождь. Хороший будет урожай!

36 слов.

У ПРУДА

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Под солнышком деревья просохли от утренней росы. Ожил весь сад, зашумел

листьями. Зажужжали пчелы. Птицы взялись за работу. С раннего утра до позднего вечера несут они корм в гнезда. Им нужно кормить птенцов.

41 слово.

У РЕКИ

В нашей маленькой речке холодная и чистая вода. У реки растут развесистые ивы. Они склонили к воде свои гибкие зеленые ветви. По речному берегу к водопою идет большое стадо коров. Молодой пастух играет на дудочке веселую песенку.

40 слов.

БУКЕТ

В яркий солнечный день маленький Саша и его старший брат пошли на ближний луг. Там они нарвали для мамы красивый букет луговых цветов. В нем были лиловый горошек, белый и красный клевер, синий василек

и голубой колокольчик.

37 слов.

2. Найти и подчеркнуть слова с общей частью – корнем. Обозначить эти корни.

ЛЕТО

Катя и Оля пришли в лес. Они нашли большую земляничную поляну. Ярко горят красные ягодки на зеленой траве. Девочки набрали целую корзину ягод. По дороге домой Катя и Оля проходили поле. Они собрали букет полевых цветов. В нем маки, васильки, ромашки.

43 слова.

СЛЕДЫ

Пришла зима. Еще недавно было тепло, а теперь холодно. Вчера первая метель укрыла землю белым покрывалом. Звери в лесу прячутся от лютого холода. На снегу видны только их следы. Вот пробежала лиса. Вот отпечаток лапок зайчика. Возле старой коряги свежий след косули. Интересно читать лесную книгу!

45 слов.

СКОРО ВЕСНА

Подходит к концу февраль. Тихо в зимнем лесу. Совсем нет ветра, Деревья стоят неподвижно в снегу. Не слышно голосов птиц. Но вот в лесной тишине дрогнула еловая ветка. С нее упал снежный ком. Скоро уйдут метели, прилетят птицы и начнется весна.

43 слова.

Написание слов с безударными гласными в корне

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать слова. Поставить ударение.

I. Воробей, ворона, город, деревня, дежурный, заяц, Киев, корова, лисица, лопата, мебель, медведь, молоко, мороз, Москва, одежда, пенал, петух, посуда, ребята, сапоги, собака, сорока.

II. Стакан, большой, сердитый, больной, воздушный, бежать, лететь, носить, звонить, здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, украинский, учительница, тетрадь, дневник, рисовать, хочу, могу, помогу.

2. Записать и прочитать предложения. Обозначить корни и поставить ударение в выделенных словах.

1. Сороки и вороны зимуют в городе. 2. На столе пенал и тетрадь. 3. Хитрая лисица поймала зайчишку. 4. Вкусное у коровы молоко! 5. По реке плывет корабль. 6. На дереве гнездо. 7. Отец взял лопату. 8. На опушке леса лосиха. 9. На яблоне крупные плоды. 10. За лесом грохочет гроза. 11. Сердитый волчишка бродит по лесу. 12. Мой родной город – Харьков. 13. Хорошо летом в лесу? 14. На лесной поляне шумели вековые сосны.

ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать строки стихотворения, которые помогут правильно писать безударные гласные в корне.

Безударный хитрый гласный.

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука:

Гласный ставь под у даренье,

Чтоб развеять все сомненья!

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Выписать парами слова с безударными гласными в корне и проверочные слова. Поставить в них ударение.

На берегу, растет сосна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звезды.

На траве лежит роса,

А рядом с нею росы.

Вот по траве спешит коса,

А рядом с нею косы.

(Из сборника “Занимательная грамматика” )

3. Выписать слова с безударными гласными в корне. Рядом записать проверочные слова.

Гряда, цена, скала, весна,

Коза, стрела, стена, сосна,

Места, земля, столяр, сова –

Проверить надо все слова.

Речной, лесной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши.

Красиво, грамотно пиши.

4. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Подобрать к ним проверочные слова.

ПЕСНЯ МОРЯКА

Я моряк, моряк бывалый.

Знают все: я добрый малый!

Но тверда моя рука –

В этом сила моряка!

Черепаха

Всех смешит,

Потому что

Не спешит.

ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ

Осенью в дождливый серый день

Проскакал по городу Олень.

Он летел над гулкой мостовой

Рыжим лесом пущенной стрелой.

Он бежал, и сильные рога

Задевали тучи-облака.

И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым!

(К). Энтин)

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО

Слышу голос из Прекрасного Далека,

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос – и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос – и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

(Ю. Энтин)

ЧЕРЕПАХА

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

(Б. Заходер)

ДОЖДИК

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет –

Кап, кап?

Не поймешь ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!

(Б. Заходер )

5. Отгадать загадки. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Где возможно, написать проверочные слова.

1. Заря-заряница, красная девица,

По небу гуляла, слезы потеряла;

Месяц видел – не поднял,

Солнце встало – подобрало. (Роса)

2. Два братца друг на друга глядят –

Сойтись не могут. (Берега реки)

3. Построили хлевец

На пятеро овец. (Рукавица)

4. Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки)

5. Закутан ребенок

В сорок пеленок. (Кочан капусты)

6. С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет. (Козел)

7. Брат брата гонит,

Никак не догонит. (Колеса)

8. Не море, не земля –

Кораблям плавать нельзя. (Болото)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

В выделенных словах обозначить корни, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные корня.

РОДИНА

Красив родной край! Широкие степи, голубые реки. В зеленых лесах шумят вековые сосны. Молодые березки стоят стройными рядами. Звенят голоса птиц. Над землей голубое небо с пушистыми облаками. Я люблю свою Родину.

33 слова.

НОВЫЙ ЖИЛЕЦ

Я нашел на улице маленького котенка. Он жалобно мяукал под скамейкой. Котенок был голодный. Я взял его домой. Сестра налила ему сметаны. Котенок наелся и повеселел. Мы решили оставить его у себя. И маме понравится новый жилец.

39 слов.

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Мне подарили воздушного змея. В воскресенье мы с отцом запустили его в небо. Крепко натянулась у меня в руке нитка. Змей легко парил на ветру. Прибежали ребята. Им тоже интересно. Рядом с ярким хвостом змея пролетел удивленный воробей. Что за чудо-птица?

43 слова.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Рядом с выделенными записать слова для проверки безударных гласных корня.

ЗИМНИЙ ЛЕС

Зима в лесу. На высокой сосне каркает ворона. Среди ветвей ели мелькает рыжий хвост белочки. На снегу следы оленя. Вот пробежала лисица. Сердитый волчище сидит за деревом. Маленький зайчишка дрожит под кустом. Страшно ему в зимнем лесу.

39 слов.

ЩЕГОЛ

Щегол ослабел от голода и холода. Он упал на дорогу и почти замерз. Саша принес щегла в школу. Все ребята кормили его. Щегол ожил и повеселел. Всю зиму он прожил в классе. Пришла весна. Птичка улетела в окно. До свидания, дружок!

42 слова.

НА ЛЕСНОМ ОЗЕРЕ

На лесном озере наступили холода. Падают снежинки в черную воду. На краях появился тонкий ледок. Лебеди плещутся в ледяной воде. Они достают корм со дна. Только северный ветер со снегом прогонит их в теплые края.

38 слов. (По Г. Снегиреву )

ЖАРКИЙ ПОЛДЕНЬ

В жаркий летний полдень собирали мы грибы в сосновом бору. В знойном воздухе звенела мошкара. Горячий ветерок не освежал. Нас мучила жажда. Лесная тропинка привела нас к роднику. Там мы напились прохладной водички и хорошо отдохнули.

38 слов.

ИЮЛЬСКОЕ УТРО

Летнее июльское утро. Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве. Воздух напоен свежей горечью полыни, медом гречихи. Вдали стеной стоит дубовый лес и алеет на солнце. Еще свежо. Но уже чувствуется близость жары.

38 слов. (По И. Тургеневу )

САД

Наш класс решил посадить сад возле школы. Во дворе большая машина с саженцами. Дружно взялись ребята за работу. Мальчики взяли лопаты и копают землю. Девочки сажают молодые деревья. Это яблони. Учителя помогают поливать деревца из больших ведер.

39 слов.




Написание слов с безударными гласными в корне - Російська мова


Написание слов с безударными гласными в корне