Наречие (практически и с опорой на украинский язык). Общее понятие о наречии. Ударение некоторых наречий. Развитие речи. Культура речи. “Под водой”

УРОК № 55

Тема. Наречие (практически и с опорой на украинский язык). Общее понятие о наречии. Ударение некоторых наречий. Развитие речи. Культура речи. “Под водой”

Цель: дать учащимся общее представление о наречии как части речи, обучать правильно произносить наречия; повторить правило написания безударной гласной в корне; совершенствовать навыки работы со справочной литературой.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка письменного задания в рабочих тетрадях.

2. Индивидуальные задания на карточках.

Карточка № 1

Поставьте вопросы к глаголам. Обозначте орфограммы на месте вставленных букв. Запишите. Подчеркните глаголы-антонимы.

Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. Где песня п..ет(?)ся, там счас..ливо ж..вет(?)ся. С умным знат(?)ся – ума набрат(?)ся. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день одевает(?)ся. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся.

Карточка №

2

Составьте с глаголами строится – строиться, готовится – готовиться, беспокоится – беспокоиться предложения. Подчеркните изученную орфограмму.

Карточка № 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте, правильно произнося – ться и – тся.

М..тяй – л..нтяй

Трезвонят все будильники:

– М..тяй, вставать пора!

А он хра..пит, как миленький,

До десяти утра.

Потом просыпае..ся,

Потом встает М..тяй

И начинает кая..ся:

– Я лодырь и л..нтяй.

Другие дети учат..ся,

Я сплю до д..сяти!

Что из меня получит..ся?!

Нельзя таким расти!

Потом з..вает Митенька

И спать ложит..ся вновь.

Он ценит самокритику,

П..тает к ней любовь.

(А. Барто)

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(С опорой на украинский язык.)

1. Беседа с учащимися.

Часть речи, которая в украинском языке называется прислівником, в русском именуется наречие.

– На какие вопросы отвечает наречие (прислівник)?

– Могут ли наречия (прислівники) изменяться?

2. Задание учащимся.

– Прослушайте текст. Найдите в нем наречия. Выпишите наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Поставьте вопросы к наречиям.

Образец: звучит (когда?) сейчас.

Страшно ли плавать на пароходе? Сейчас такой вопрос звучит смешно. Но когда-то очень давно, когда самый первый пароход собирался в свой самый первый рейс, никто не решился купить билет. Напрасно ожидал он пассажиров.

(Из книги “Что такое? Кто такой?”)

– От слов каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям?

3. Вывод.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы: где? когда? как? и др. Наречия не изменяются.

В предложениях наречия чаще всего зависят от глаголов.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

При написании наречий нужно часто обращаться к орфографическому словарю. Во-первых, это необходимо из-за трудностей в написании некоторых наречий, а, во-вторых, орфографический словарь, как и орфоэпический, дает правильный вариант постановки ударений в словах, в том числе и наречий.

2. Работа со словарем.

– Пользуясь орфографическим словарем, проставьте ударения в таких наречиях:

Глубоко, высоко, темно, далеко, легко, широко, уверенно, искоса, свежо, горячо, изредка, светло, хорошо, издавна, досыта, впереди.

– Устно переведите эти наречия на украинский язык. Сравните постановку ударений в русском и украинском языках.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Образование наречий.

– От данных слов образуйте наречия по образцу.

Красивый – красиво, аккуратный – …, близкий – …, удивительный – …;

Неуклюжий – неуклюже, искренний – …;

Правый – справа, вправо, направо; левый – …;

Верх – вверх, вверху; низ – …

2. Словарный диктант.

– Запишите словосочетания. Подчеркните наречия. На какие вопросы они отвечают? Замените наречия в словосочетаниях противоположными по смыслу (устно).

Подниматься стремительно, разговаривать громко, взлетать высоко, учиться прилежно, находиться внизу, стоять справа.

3. Обобщение изученного материала по теме “Части речи”. Отгадайте загадки. Назовите все известные вам части речи.

(Тексты без отгадок, записанные на карточках,- на каждой парте.)

1) Шагаешь – впереди летит,

Оглянешься – домой бежит.

(Дорога)

2) Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри.

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(Холодильник)

3) Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Слушание текста.

Упр. 527.

2. Обогащение словарного запаса учащихся.

Работа со словами, помещенными в рамке на с. 241.

3. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 529.

4. Беседа.

Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 241.

5. Работа с диалогом.

1) Чтение диалога, с. 241-242.

2) Работа с рубрикой “Советуем запомнить” (выражения сожаления), с. 242.

3) Составление диалога по образцу, упр. 531.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 49.

2. Выполнить упр. 525, 526. Групповое задание: инсценировка текста (с. 242-243).




Наречие (практически и с опорой на украинский язык). Общее понятие о наречии. Ударение некоторых наречий. Развитие речи. Культура речи. “Под водой”