НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Раздел 3. НАТЮРМОРТ

21. НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

С. Железняк. Арбуз и астры.

Живопись: холст, масло

Живописный натюрморт, конечно, самый популярный. Ведь именно он позволяет не только передать форму предметов и особенности их освещения, но и воссоздать почти такими, какими они являются на самом деле. Фрукты, стеклянная и даже серебряная посуда, вышитые ткани – все это натюрмористы прошлого умели передавать с удивительным мастерством. Много замечательных натюрмортов создают и современные

живописцы.

Натюрморт как жанр существует не только в живописи. Графические натюрморты, выполненные акварелью или гуашью, могут быть не менее яркими. Однако такие графические техники, как линорит или офорт, требуют от натюрмориста особого мастерства – ведь в его произведении не будет цвета или он будет довольно условным. Поэтому другие художественные средства – линия, пятно, освещение, а также удачная композиция – становятся особенно важными. Удачные графические натюрморты бывают иногда

даже более выразительны, чем живописные, ведь замысел художника ощущается в них лучше.

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Фернандо Ботеро. Натюрморт с арбузом.

Скульптура: бронза

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Джакомо Манцу. Стул с фруктами.

Скульптура: бронза

Скульптурные натюрморты создают очень редко, обычно как эксперимент. Правда, этот жанр довольно популярен в декоративной скульптуре. Наверное, вы видели в старинных парках мраморные вазы, иногда даже с цветами и фруктами (конечно же, мраморными). Рельеф, изображающий книги, может украсить библиотеку, а скульптурное изображение различных научных приборов – памятник известному ученому.

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Н. Пухинда. Осенний натюрморт.

Графика: акварель, гуашь

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

И. Кир. Натюрморт со стеклянной посудой.

Графика: пастель

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

О. Давыдова. Натюрморт. Графика: линогравюра

В декоративно-прикладном искусстве очень популярны изображения цветов. Их можно считать натюрмортами. Украинская художница Екатерина Белокур создавала и истинные натюрморты, с овощами, фруктами, кувшинами и караваем хлеба.

Жанр натюрморта существует также и в художественной фотографии. Нынче он чрезвычайно популярен и распространен, ведь рекламные фотографии посуды или, например, фотографии блюд в кулинарных книгах – это именно натюрморты! К этому жанру обращаются и современные фотохудожники. Нередко они даже отказываются от цвета, создавая черно-белые снимки, – и именно так раскрывают красоту и загадочность обычных вещей.

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Натюрморт-инсталяция с различными предметами театральной жизни

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Ученические работы:

1. Натюрморт выполнен тушью, кистью и гелевой ручкой.

2. Натюрморт выполнен пастелью на тонированной бумаге.

3. Натюрморт выполнен акварелью.

1. Почему живописный натюрморт является самым популярным?

2. В каких еще видах искусства существует жанр натюрморта?

Создайте натюрморт в избранном виде искусства: можно создать живописное изображение, графическое произведение или даже скульптуру или скульптурный рельеф.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки.

План работы:

– На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение.

– Сравните пропорции разных частей изображения каждой в отдельности: длину к высоте и ширине.

– Исправьте ошибки в построении.

– Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, использованные вами для построения, а также лишние линии.

– На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.

– Сравните и попробуйте воссоздать различие цветовых оттенков разных частей натюрморта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД НАТЮРМОРТОМ

Для работы с красками надо подготовить бумагу. Можно воспользоваться альбомом с плотными листами бумаги. Чтобы бумага не деформировалась от воды во время работы, лист лучше наклеить по периметру (если есть такая возможность) на дощечку-планшет или использовать специальную склейку из акварельной бумаги, которую можно приобрести в магазине.

1. На лист попробуйте нанести линейное изображение натюрморта или другой натуры. Это делается с учетом требований композиции (они были рассмотрены при описании этапов работы над рисунком). Рисунок под живописную работу должен быть легким, без штриховки и лишних линий, чистым.

2. Перед тем как начать работать красками, полезно сделать быстрый этюд – впечатление от постановки (натуры). Этот этюд нужен потому, что в процессе работы глаза постепенно устают и перестают воспринимать цвет с изначальной свежестью. А первое эмоциональное впечатление от цветовых соотношений будет храниться в этюде.

3. Начинайте писать красками по всей плоскости листа, широко, без лишней детализации, оставляя нетронутыми только места бликов. Во время первой прописки не злоупотребляйте “сложными” цветами, потому что может возникнуть ощущение “загрязненности” цвета.

4. Дальнейшая работа состоит в беспрерывном сравнении тональных и цветовых соотношений. Вам нужно определить, где теплые цвета, где холодные, где в натуре самое темное место, а где – самое светлое. Эти места будут ориентирами в вашей дальнейшей работе.

5. Постепенно продвигаясь к завершению будущего натюрморта, вы можете заметить какую-то ошибку в цвете. Тогда на палитре найдите такой оттенок, который можно добавить к изображению, чтобы оно стало больше похожим на натуру.

Например, заметив, что фон в работе холоднее, чем в натуре, достаточно перекрыть его тонким слоем краски теплого цвета. Дополнив друг друга, верхний и нижний слои краски дадут нужный оттенок. Такое прозрачное перекрытие одного цвета другим называется лессировкой.

Писать тени необходимо так, чтоб они не получились грязны ми, черными. Каждая тень имеет свой цвет. Отрабатывать детали красками будет намного труднее, чем карандашом. Для этого надо иметь кисточку с тоненьким кончиком. Как и в рисунке, работа выполняется от общего к частному, к мелочам, а затем в обратном порядке – к обобщениям. В конце внимательно все сравните и определите самые светлые места, “пригасив” то, что мешает, углубите самые темные пятна, если они недостаточно темны, сравните цветовые соотношения.

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Рисунок карандашом

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Первая прописка

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Проработка тональних цветовых соотношений в натюрморте

 НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Законченная работа




НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА