НАТЮРМОРТ

Раздел 3. НАТЮРМОРТ

 НАТЮРМОРТ

Микеланджело Меризи да Караваджо. Корзина с фруктами. Эту картину считают первым натюрмортом в европейском искусстве. Она имеет определенный скрытый смысл. Караваджо изображает роскошные спелые фрукты. Но, если присмотреться повнимательнее, окажется, что все они немного… испорчены.

19. НАТЮРМОРТ

Натюрморт (от франц. nature morte мертвая природа) – произведение с изображением любых предметов быта, фруктов, дичи, цветов и пр.

Вещи, которые окружают человека, привлекали внимание художников

с древних времен, поэтому мы видим их на фресках Древнего Египта и Древнего Рима, в средневековой живописи на религиозную тематику, в портретах. Сначала вещи на картине были лишь деталями, как, скажем, стол с посудой на фреске “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи. Кстати, в иконе, стенописи, портрете прежних времен каждый предмет имел особое значение. Например, белая роза или лилия символизировали душевную чистоту, пальма – вечность, человеческий череп – смерть. Предметы словно рассказывали зрителю о своем владельце или дополняли содержание сюжета. Однако изображение вещей не было главной
целью мастеров прошлого.

 НАТЮРМОРТ

Юнь Шоупин. Пион

 НАТЮРМОРТ

Виллем Кальф. Натюрморт с наутилусом.

Настоящая “тихая жизнь”. Вещи словно ведут молчаливую беседу между собой.

Впервые натюрморт приобрел самостоятельное значение в VI в. в Китае как “живопись цветов”. Китайцы восхищались красотой природы, но вместе с тем отдавали должное мастерству художника. В картине будто объединялись мастерство человека и красота природы. В Европе натюрморт выделился в отдельный жанр в конце XVI в. История европейского натюрморта начинается со станковой картины итальянского художника Караваджо “Корзина с фруктами” (1590-е годы).

 НАТЮРМОРТ

В. Шишко. Фиалки

 НАТЮРМОРТ

 НАТЮРМОРТ

К. Белокур. Завтрак

В XVII в. натюрморт широко распространился в искусстве стран Западной Европы. Истинный расцвет этого жанра был в Нидерландах и Фландрии (современная Бельгия) в XVII в. Ему даже придумали другое название – Stilleven – “тихая жизнь”, намекая, что вещи живут особой жизнью и могут кое-что рассказать о своем владельце. Нидерландские натюрмористы относились к своему делу настолько серьезно, что работали всю жизнь над какой-либо одной разновидностью натюрморта. Были такие художники, которые изображали лишь цветы, другие – музыкальные инструменты или дичь. Один путешественник писал, что в Нидерландах картины ценятся дороже, чем украшения из драгоценных камней и золота. Многие из этих картин были натюрмортами. Их можно рассматривать часами и находить все новые и новые детали.

Более реальными, чем настоящие, выглядят на картинах чрезвычайно мастерски выполненные зрелые, налитые соком фрукты. Словно живые стоят цветы, а вокруг них порхают бабочки, которых так и хочется поймать. На рубеже XIX – XX вв. натюрморт приобретает новое значение: он воссоздает эмоциональное состояние автора, его взгляды на современные события, на проблемы человеческой жизни. Таким сложным содержанием наполнены натюрморты Ван Гога, Сезанна и многих других художников XX в.

1. Вспомните, натюрморты каких украинских и зарубежных мастеров вы видели при посещении музея, галереи, выставки. Какой из них произвел на вас самое большое впечатление и почему?

2. Каких известных натюрмористов прошлого вы можете назвать?

Нарисуйте натюрморт в теплом или холодном колорите.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки.

План работы:

– На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение.

– Сравните пропорции разных частей изображения каждой в отдельности: длину к высоте и ширине. Исправьте ошибки в построении.

– Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.

– На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.

– Сравните и попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей натюрморта.

– Определите, какая поверхность освещена наиболее ярко и как выглядит фон рядом.

– Меняется ли оттенок цвета в тени и на освещенной поверхности?

– Где наиболее темная тень и не изменилось ли восприятие цвета фона рядом с тенью, каковы полутоновые соотношения на разных плоскостях? Где создается самый большой контраст?

 НАТЮРМОРТ

К. Коровин. Розы и фиалки

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) – русский художник. Его искусство преисполнено чрезвычайного оптимизма, постоянного восхищения красотой жизни. На энергичную живописную манеру Коровина имели влияние французские художники. Мастер работал почти во всех жанрах – он писал бытовые сцены, пейзажи, портреты, выполнял театральные декорации. К натюрморту Коровин обратился в 1900-х годах – и наполнил изображение “мертвой натуры” энергией жизни (“Рыбы, вино и фрукты”, 1916). Один из любимейших мотивов Коровина-натюрмориста – букеты роз на фоне моря, к которому он обращался много раз.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!

Все предметы, которые мы изображаем на натюрмортах, подобны простым геометрическим формам. Куб, цилиндр, шар, конус, пирамида – эти фигуры или их объединение, если хорошо присмотреться, можно рассмотреть почти во всех предметах, окружающих нас. Они являются будто основой предметов. Так, присмотревшись внимательно к лампе, замечаем, что она состоит из цилиндров (верхняя и нижняя части) и шара (средняя часть).

Выдающийся художник Возрождения Леонардо да Винчи определял принцип рисования так: “Знать то, что рисуешь, но рисовать то, что видишь”.

Для того чтобы нарисовать эллипс, достаточно построить квадрат, с помощью его диагоналей определить центр и вписать в него круг через середину каждой стороны и трети диагоналей.

 НАТЮРМОРТ

 НАТЮРМОРТ

 НАТЮРМОРТ

А. Валаер-Костер. Натюрморт с предметами искусства


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 5)


НАТЮРМОРТ - Мистецтво


НАТЮРМОРТ