Неологизмы. Работа над развитием и культурой речи. “Главней всего порядок в доме”

УРОК № 4

Тема. Неологизмы. Работа над развитием и культурой речи. “Главней всего порядок в доме”

Цель: дать ученикам представление о неологизмах; развивать речь школьников, навыки работы с текстами.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы домашнего обихода, орудия труда, машины; определенным образом меняются представления человека о мире. Вместе с этим в языке возникают и новые слова. Словарный состав непрерывно обогащается за счет появления новых слов. Так, слово космонавт в 1961 году вошло в широкое употребление в связи с полетом Ю. Гагарина в космос.

Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.

2. Понятие об авторских неологизмах. Работа с учебной статьей.

(Учебник, с. 23. Теория Б.)

3. Выявление восприятия. Тренировочные упражнения.

Упр. 35, 37 (устно).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Выборочный диктант.

Прослушайте предложения. Найдите в них неологизмы и выпишите их. Попробуйте объяснить лексическое значение этих слов.

1) Перед выборами социологи провели мониторинг общественного мнения. 2) Вчера

услышал по радио словосочетание “креативный директор”; что оно означает, я так и не понял. 3) Еще недавно все пользовались пейджерами, а теперь предпочитают мобильные телефоны. 4) Когда едешь по улицам нашего города, повсюду видишь большие яркие рекламные баннеры.

2. Распределительный диктант.

Выпишите в один столбец устаревшие слова, в другой – неологизмы.

Ветрило, кафтан, телешоу, видеоряд, персты, чело, гидрокостюм, шкаф-купе, лизинг, пейджмейкер, уста.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 24-25.)

2. Работа с текстом.

1) Выпишите из текста неологизмы, объясните их значение.

2) Выполните упр. 39.

3) Проверьте, насколько хорошо вы запомнили текст; упр. 40.

3. Беседа с учащимися.

Ученики дают ответы на вопросы учебника (с. 26, Б).

VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 4. Выучить стихотворение “Кавардак” (с. 26) наизусть.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Де на землі міститься вода
Неологизмы. Работа над развитием и культурой речи. “Главней всего порядок в доме”