Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в четком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч’], [ш

II СЕМЕСТР

УРОК 39

Тема. Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в четком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч’], [ш – шч’]. Игра “Найди товарища”

Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках; развивать умение правильно артикулировать звуки; ознакомить с органами речевого аппарата; поддерживать желание учиться; упражнять в четком и выразительном произношении звуков [ш], [ч’], [ш], [щ]; воспитывать интерес

к изучению языка.

Оборудование: маленькие зеркала для всех учащихся; магнитофонная запись звуков, которые издают животные; картинки с изображением животных.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. работа с загадками

Учитель. Дети, отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

– Скажите, а чем нам нравится зима? Какие развлечения она нам приносит?

– Угадайте, что это?

– Тащим их на горку,

Чтоб устроить гонку. (Санки)

– Две палки, две

дощечки.

– Катайтесь, человечки! (Лыжи)

– По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки. (Коньки)

2. Беседа

– Расскажите, о каких зимних праздниках вы узнали на прошлом уроке.

– Кто может рассказать наизусть колядки? (Учащиеся рассказывают выученные на предыдущем уроке колядки.)

– А что это за праздник – Масленица? Когда его празднуют?

– Что пекут на Масленицу?

– Как ее называют?

– Как праздновали Масленицу? (Устраивали гулянье, пели частушки, раздавались шутливые дразнилки.)

– А какой обычай, связанный с празднованием Масленицы, вы знаете?

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием звуки слова, узнаем, что такое гласные и согласные звуки, научимся их определять в словах.

IV. Работа по теме урока

1. Подготовка к восприятию нового материала

– Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живет?

Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.

– Как вы различили животных? (По звукам)

– Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки.

2. Ознакомление с органами речевого аппарата. наблюдение над произношением разных звуков

Комментарий: учитель называет разные звуки: [а], [и], [м], [с], [л], [р], [д], [т]. Учащиеся повторяют, при этом смотрят в зеркало. Наблюдают за тем, какие артикуляционные органы принимают участие в произношении звуков.

3. Повторение потешек (за учителем)

Определение на слух звуков, которые чаще всего повторяются

– Ульянка учится в школе,

Читать умеет и писать.

Ульянка – знают все дома –

Учителем хочет стать.

– Мы давали Даше кашу.

Даша, Даша, кушай кашу.

4. Гласные и согласные звуки

– Посмотрите, как я произношу: [у]. Произнесите этот звук. Произнесите его протяжно: у-у-у. Теперь произнесите: [ш]. Можно ли этот звук произнести протяжно?

– При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот. Такие звуки называются гласными. При произношении других звуков воздух встречает преграды. Такие звуки называются согласными. Повторите новые понятия: гласные звуки, согласные звуки.

5. Упражнение на произношение цепочки звуков слова

– Отгадайте загадки.

– Через океан плывет великан

И выпускает воды фонтан. (Кит)

– Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

– Бежит за плугом вскачь

Весны посланец – … (грач).

– Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту. (Аист)

– На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Учащиеся отгадывают загадки, одновременно демонстрируются рисунки с изображением этих животных. Затем произносят вслух за учителем все звуки этих слов (сом, аист, грач, волк, кит), анализируют их (гласный/согласный).

6. Артикуляционные упражнения. Чистоговорки

Ша-ша-ша – наша Маша у душа.

Ши-ши-ши – наши малыши едят беляши.

Ош-ош-ош – ты идешь и поешь.

Иш-иш-иш – какая тишь, малыш!

Ач-ач-ач – у меня калач.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Уч-уч-уч – это луч.

Ча-ча-ча – вот так удача!

Чу-чу-чу – кулича хочу.

Ща-ща-ща – мы купили леща.

Щи-щи-щи – мы купили плащи.

Ащ-ащ-ащ – надень плащ.

Учащиеся заучивают чистоговорки наизусть.

7. Игра-задание “изобрази змею и белку”

Змея шипит длинно: щ-щ-щ.

Скажи по-змеиному: Щ-щ-ща.

Щ-щ-ще…

Щ-щ-щу…

Щ-щ-щи…

Белка щелкает коротко: ча-ча!

Скажи по-беличьи:

Ча-ча!

Чо-чо!

Чу-чу!

Чи-чи!

8. Игра “назови первый и последний звук в словах”

Назвать первый звук в словах:

Шум

Чай

Чулки

Щавель

Шуба

Чайник

Щенок

Щетка

Шаг

Чайка

Щепка

Щеки

Назвать последний звук в словах:

Душ

Шалаш

Плач

Овощ

Мышь

Богач

Калач

Плащ

Малыш

Мяч

Дочь

Клещ

V. Итог урока

– С какими звуками вы познакомились сегодня на уроке?

– Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.

– А какие – согласными? Приведите примеры.

– Как они произносятся? Чем отличаются друг от друга?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в четком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч’], [ш - Плани-конспекти уроків по російській мові


Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в четком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч’], [ш