Обобщение и систематизация изученного по теме “Прямая и косвенная речь. Диалог”

ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

УРОК № 66

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме “Прямая и косвенная речь. Диалог”

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой и косвенной речи, цитатах, диалоге; развивать умения правильно строить высказывания с использованием прямой и косвенной речи, цитат; развивать диалогическую речь; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи и культуру общения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Хлеб – основа жизни.

Д.

Свифт

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Лингвистический кроссворд.

– Составьте вопросы к кроссворду.

 Обобщение и систематизация изученного по теме Прямая и косвенная речь. Диалог

3. Беседа с учащимися.

1) Какие существуют правила передачи прямой речи на письме?

2) Как оформляются цитаты?

3) Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

4. Коллективная работа.

Запишите текст, расставив знаки препинания.

Заявили запятые Мы особы занятые.

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над вами точки, запятая – знак пустой

Отозвалась с той же строчки тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая, закричало Нет, постой

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу.

Нет сказало многоточие, еле глазками ворочая

Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Вопросительный знак удивился То есть как

Восклицательный знак возмутился То есть как

Так сказала точка, точка – одиночка

Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас.

(С. Маршак)

IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа в малых группах.

1 группа

1) Прочитайте текст.

2) Перескажите его, заменяя прямую речь косвенной.

2 группа

1) Прочитайте текст по ролям.

2) Подготовьте его инсценировку в классе.

3 группа

Составьте лингвистическое сообщение по теме “Способы передачи чужой речи”, используя данный текст как иллюстративный материал.

4 группа

Составьте тестовые задания по теме “Способы передачи чужой речи”, используя данный текст и теоретический материал из учебника.

Хлеб с росой

Когда Дору совсем маленьким был, он всегда за столом капризничал. То этого есть не хочет, то того. Плохо ел Дору. Раз мать спросила его:

– Хлеб с маслом хочешь?

– Нет!

– А хлеб с вареньем?

– Не хочу!

Услышал их разговор отец и спрашивает: “А ты хлеб с росой хочешь?”

– С чем? – не понял Дору.

– С росой,- пояснил отец.

Дору почесал затылок. Не знает, что ему ответить. Никогда он не слышал про хлеб с росою.

– Хочу хлеб с росою! Хочу!

– Только тебе до утра придется подождать. Утром на винограднике как раз роса бывает.

Рано утром отец разбудил Дору. Пошли они на виноградник. А над виноградником даже солнце еще не взошло.

“А где хлеб с росой?” – спросил Дору. “Подожди,- сказал отец.- Пока лопату бери. Давай поработаем. Как солнце взойдет – самая лучшая роса будет”. Отец положил под куст виноградника завтрак, что из дома захватил: краюху хлеба, брынзу, лук. Потом дал в руки сыну маленькую лопатку, а сам взял большую. Стали они работать. Ладно они работали, славно.

“А где хлеб с росой? – спрашивает Дору.- Мне есть хочется!”

Как раз в это время над виноградником солнце взошло.

“Теперь и поесть можно”,- сказал отец. Протянул он мальчику краюху хлеба, а на ней роса так и золотится.

– Ну как, вкусный хлеб с росой? – спросил отец.

– Вкусный,- сказал Дору.- Правда вкусный!

(По Г. Виеру)

2. Упражнения для взаимопроверки.

Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.)

– Задание 1. В предложениях с прямой речью поставьте недостающие знаки препинания; напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А – двоеточие; Б – тире; В – запятая; Г – две запятые).

I вариант

1) Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил “Вы мне писали, не отпирайтесь!”

2) “Ну – говорит – скажи ж ты мне, кого ты видела во сне?”

3) Он мыслит “Буду ей спаситель”.

4) “Начнем, пожалуй” сказал Владимир.

II вариант

1) “Ужели – думает Евгений – ужель она?”

2) “И барыня сюда приходила?” спросил я.

3) Барыня сказала “Я сама дорогу знаю”.

4) Старушка ей “А вот камин, здесь барин сиживал один”.

– Задание 2. Определите, какие перед вами предложения; напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А – с прямой речью; Б – с косвенной; В – с цитатой).

I вариант

1) Наталья Сергеевна отвечала Варе, что самые высокие из законов – это записанные в сердце, подразумевающиеся.

2) Всех родных родней, всех близких ближе возникают в памяти слова: “Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва”.

3) “Вот это жизнь”,- думал я.

4) Через несколько дней Григорьев сам позвонил Андрею и справился, почему он не приезжает.

II вариант

1) Блок говорил, что гений излучает свет на неизмеримые временные расстояния.

2) Как только Татьяна Ивановна произносила первые слова “Роняет лес багряный свой убор.”, наступала мертвая тишина.

3) После концерта встал старый дирижер и сказал, что человеческий голос является самым сложным музыкальным инструментом.

4) “Где ты была, Маша”,- спросил Кирила Петрович.

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

Задание 1

А

Г

А

Б

Задание 2

Б

В

А

Б

II вариант

1

2

3

4

Г

Б

А

А

Б

В

Б

А

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал по теме “Сложное предложение. Сложносочиненные предложения”.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.




Обобщение и систематизация изученного по теме “Прямая и косвенная речь. Диалог”