Обособление второстепенных членов предложения. Интонация в предложениях с обособленными членами

УРОК № 51

Тема. Обособление второстепенных членов предложения. Интонация в предложениях с обособленными членами

Цель: дать учащимся понятие об обособлении; восстановить в их памяти правила расстановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах; развивать логическое мышление школьников; воспитывать у них интерес к редким профессиям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные члены предложения и осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции; верно ставят знаки препинания

при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Анализ контрольной работы.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Сравните два предложения. Что меняется в интонировании предложений в зависимости от места причастного оборота?

Освеженные дождем цветы были особенно хороши.

Цветы,

| освеженные дождем, | были особенно хороши.

Вывод: Цель обособления – смысловое выделение. Как оно достигается? Изменением порядка слов и интонацией: после определяемого слова и после обособленного члена делается пауза (на письме – знаки препинания).

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

Обособленными называются второстепенные члены предложения, которые, выделяясь интонационно и по смыслу, приобретают внутри предложения известную самостоятельность.

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 188-189.

[2] – с. 168-169.

– Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте предложения, соблюдая паузы, повышение и понижение тона. Запишите предложения, подчеркните обособленные члены. Взглянув в окно, я увидел теплоход, плывущий по реке. Товарищ его, лейтенант, покатывался со смеху. (Л. Кассиль) Всегда спокойная, сестра сегодня волновалась. (Б. Полевой) Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет… (А. К. Толстой)

2. Замените деепричастием сначала первый глагол в предложении, затем – второй. Как изменился смысл? Запишите полученные предложения. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.

Солнце отражается в воде и слепит глаза. Я стою на палубе и вслушиваюсь в тишину ночи. Малыш весело улыбнулся и бросил мне мяч.

3. Преобразуйте данные предложения в простые с обособленными членами.

На краю поляны рос дуб. Он широко раскинул свои ветви. Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.

Вечер тихо таял. Он как бы переливался в звездную ночь. Человек достоин уважения, если он настойчиво стремится к поставленной цели.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 194 (письменно).

[2] – 412 (письменно).

– Выборочный диктант.

Прочитайте текст. Выпишите обособленные члены предложения вместе с определяемыми словами. Подчеркните обособленные члены.

ИСКУССТВО, ПЕРЕЖИВШЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Человечество открыло искусство мозаики очень давно. До нас дошли остатки орнаментов, украшавших храмы и жилища Шумера, Вавилонии и Древнего Египта. В Древней Греции мозаиками украшали полы дворцов и общественных зданий. Это были уже целые картины на мифологические сюжеты, выполненные искусными художниками. Древние римляне создали множество великолепных мозаичных картин, найденных позднее при раскопках в Польше.

Русские мастера оставили нам великолепный образец своего искусства – мозаику Софийского собора в Киеве, и сейчас восхищающую нас своей красотой. Мозаика на Руси забыта была на долгие века. Возобновил это искусство М. В. Ломоносов. Увлеченный научными опытами со стеклами, он получил в своей лаборатории великое множество цветовых оттенков. Из мастерской Ломоносова вышли несколько прекрасных мозаичных панно, сделанных мастером и его учениками.

Древнее искусство живет и в наши дни. Настоящую красоту мозаикам придают терпеливые человеческие руки.

(Из календаря)

– Объяснительный диктант.

ПРОФЕССИЯ МОЗАИСТ

Мозаист – художник или мастер, занимающийся созданием мозаичных произведений. Мозаичное произведение – это изобретение или узор, выполненный из кусочков камня, смальты, стекла и пр.

Наборщики мозаики – это люди, окончившие художественную школу (в редких случаях) или имеющие высшее художественное образование.

Инструменты мастера – специальные щипцы, молоток, нож-зубило, установленный на пеньке стеклорез.

Мозаист, обладая способностью к рисованию, художественным вкусом и фантазией, должен иметь также склонность к ручному труду, терпение, умение мыслить и действовать последовательно и системно, хороший глазомер и чуткое цветовое восприятие.

Художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике, проводят мастер-классы и платные курсы.

– Словарная работа.

Смальта – цветное непрозрачное стекло небольших размеров, применяемое для изготовления мозаики.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 193 (письменно); [2] – 411 (письменно).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Беседа с учащимися.

– Что такое обособление?

– Какие члены предложения могут обосабливаться?

– Каковы условия обособления?

– Что вы узнали о профессии мозаиста?




Обособление второстепенных членов предложения. Интонация в предложениях с обособленными членами