Обособленные приложения

УРОК № 56

Тема. Обособленные приложения

Цель: углубить знания учащихся об обособленных приложениях, о постановке знаков препинания; развивать связную речь школьников; воспитывать у них любовь к родной стране.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные приложения, различают обособленные приложения с союзом как и предложения с союзом как при сказуемом; осмысливают роль приложений в речи; правильно интонируют и ставят знаки препинания.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Спишите, вставляя после выделенных слов распространенные или одиночные приложения.

Образец: Киев – город юности моего отца. – Киев, наша столица,- город юности моего отца.

Днепр – мощная водная артерия страны. Игорь Сикорский – изобретатель вертолета. Евгений Патон – создатель Института сварки и знаменитого цельносварного моста.

Вышиванка – национальная одежда украинцев. Братья Кличко – гордость Украины.

КАРТОЧКА 2

Переделайте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Предложения запишите.

 Обособленные приложения

Сумская – центральная улица нашего города. “Металлист” – любимая команда харьковчан. Площадь Свободы – самая большая площадь Европы. Людмила Гурченко – уроженка Харькова. Памятник Т. Шевченко в Харькове – шедевр монументальной скульптуры.

– Объяснительный диктант.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К. Паустовский) Для меня, охотника и страстного любителя природы, карачаровские места до сих пор остались дорогими. (И. Соколов-Микитов) К брату зашел наш сосед, студент. Радио – единственная связь, соединяющая с миром,- работало неисправно. (И. Соколов-Микитов) Наши любимицы, березы стайками росли на опушке леса. Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались. (И. Тургенев)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Сравните предложения. Выделите грамматические основы. В каком из предложений можно опустить союз как?

Вася, как настоящий друг, не мог оставить меня в беде. Все знали Васю как моего настоящего друга.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

В предложении приложение может присоединяться к определяемому слову союзом как. Например: Смирнов, как лучший математик школы, участвовал в районной олимпиаде. Оборот как лучший математик школы имеет значение причины и отвечает на вопрос по какой причине?. Обратите внимание на порядок слов: чаще всего приложение с союзом как стоит после подлежащего или дополнения, выраженного существительным или местоимением. Также дополнительным признаком может служить возможность опустить союз как в приложениях с причинным значением (Смирнов, лучший математик школы, участвовал в районной олимпиаде).

В этих случаях приложение выделяется запятыми.

Кроме приложения, союз как присоединяет существительные со значением “в качестве”, “в роли”. Например: Как архитектор он подавал большие надежды. Мы восприняли эти слова как похвалу. В этих предложениях нельзя опускать союз как. Также в этих предложениях иной порядок слов: либо оборот стоит перед определяемым словом, либо стоит после сказуемого и подчиняется ему. Запятая в таком случае не ставится.

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 212 (письменно).

[2] – 444 (письменно).

– Тренировочные упражнения.

1. Попробуйте опустить союз как и объясните, почему в одних случаях это можно сделать, а в других нет. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Эту книгу как память о подарившем ее друге я бережно храню. Эта книга дорога мне как память о подарившем ее друге. Анна Александровна как хозяйка дома вставала раньше всех. Шалфей применяют как средство для полоскания рта. Сок алоэ применяется как лекарство при многих заболеваниях.

2. Сделайте синтаксический разбор предложений.

На снегу червонный лист как простреленное сердце. (Л. Хаустов) В поле наст был как стекло. Лесное озеро как круглая чаша.

3. Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку.

Пушкин как знаменитый писатель известен всему миру. Репин известен всему миру как знаменитый художник. С Чайковским как композитором я познакомился уже давно. За советом решили обратиться к профессору как видному специалисту в области хирургии. Спутники Земли как маленькие научные лаборатории запущены в мировое пространство.

4. Составьте предложения с данными словами. Запишите их и объясните постановку знаков препинания.

Голоден как волк. Велик как художник. Скачет как белка. Знаменит как композитор. Как опытный врач.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Диктант.

НАТАЛИЕВСКИЙ ПАРК

На правом берегу Мерчика, в селе Владимировка, находится Наталиевский парк – жемчужина Слободской Украины. Основал

Наталиевку и назвал ее в честь младшей внучки Иван Харитоненко. Он был известен как сахарный магнат и меценат. В усадьбе Харитоненко гостил Ф. Шаляпин. Он известен всему миру как потрясающий певец. Гостили братья Маковские, М. Нестеров – известные художники. Сейчас в заповедной части парка располагается санаторий.

Парадный въезд в усадьбу оформлен как средневековый замок: широкая арка со стрельчатой крышей, мощные стены, кованые ворота, сторожка с окошками-бойницами.

В центре парка стоит небольшой Свято-Преображенский храм с куполом-луковкой и оригинальной звонницей, увенчанной шлемом.

Наталиевский дворцово-парковый комплекс, как памятник истории и культуры, нуждается в бережном отношении и восстановлении.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 209 (на основе текста составить 5 предложений, включающих приложения с союзом как); [2] – 447 (на основе текста составить 5 предложений, включающих приложения с союзом как).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– В чем заключается основная трудность расстановки знаков препинания перед союзом как?




Обособленные приложения