ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

Урок 44. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

Учимся образовывать слова с помощью префикса и суффикса

272. Прочитай выразительно. Чей монолог представляет автор в этом стихотворении?

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Т. Дмитриев

Спиши слова, в которых выделены части. Обозначь эти части. Выпиши

из текста слова, родственные слову снег.

От одного корня можно образовать несколько однокоренных слов с помощью префикса, суффикса:  ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

А также с помощью префикса и суффикса:  ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

273. Задание на выбор. А. Используя образец, переделай слова так, чтобы имена звучали ласково. Какое значение придают словам использованные тобой суффиксы?

О б р а з е ц. Зина – Зиночка.

Надя, Ира, Рая, Гриша, Лена, Петя.

Б. Используя суффиксы – ок-, – ик-, –

к-, – ищ-, образуй от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой. Воспользуйся образцом.

О б р а з е ц.  ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

Нож, нос, рука, глаза, клюв, хвост, кулак.

В. Выпиши слова с суффиксом – ик – (в значении маленький).

Рябчик, лучик, счастливчик, мячик, докладчик, калачик, ключик, летчик, шкафчик.

274. Задание на выбор. А. К данным словам подбери по образцу противоположные по смыслу слова. Обозначь префиксы.

О б р а з е ц.  ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

Вход – … ; занести – … ; закрыть – … .

Б. Отданных слов образуй новые слова с помощью префиксов при-, по-, от-, под-, про – и запиши. Обозначь префиксы.

Нес, вез, полз.

В. Отданных слов образуй новые слова с помощью префиксов на-, за-, над – и запиши. Обозначь префиксы.

Ломал, копал, писал.

275. Выпиши сначала слова, которые состоят только из корня; затем – слова, состоящие из корня и суффикса; наконец, слова, состоящие из префикса, корня, суффикса и окончания.

Стол, подписка, посадка, цветок, сад, дом, подрезка, моряк, засолка, нож, ключик, пенек.

276. Прочитай текст. О чем в нем идет речь? Подбери заголовок.

Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зернышки. Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на нее корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки. Увидят воробышки твое угощение и прилетят его поклевать. А если дощечку в саду пристроишь, іуда не только воробьи, а и синички, и даже красногрудый снегирь прилетать смогут. Его сразу из всех птиц узнать можно – грудка у него ярко-красная, а на голове будто черная бархатная шапочка надета. Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, – будут каждый день прилетать.

Г. Скребицкий, В. Чаплина

 ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

· Изменится ли содержание текста, если в выделенных словах убрать суффиксы?

· Почему автор использует так много слов с суффиксами, которые имеют значение маленький?

Расскажи, как ты помогаешь птицам зимой.

277. Собери из данных частей слова и запиши их.

 ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА

278. Проверь себя! А. Назови главные слова урока.

Б. 1. Какие части слова могут образовывать новые слова? 2. Какие значения могут придавать слову префиксы и суффиксы? Приведи примеры.

279. Задание на выбор. А. Спиши, вставляя подходящие по смыслу префиксы.

..плыть до берега, ..писать в тетрадь, ..резать хлеб, ..жарить картофель, ..шел до школы, ..шел за водой.

Б. Образуй и запиши пять слов с помощью суффиксов – к-, – ин-, – оньк-, – ешк-, – ик-. Определи, какое значение придает слову каждый суффикс.

В. Составь рассказ “В лесу зимой” по данному началу (пять – шесть предложений). Используй слова звери, белка, синица, заяц, переделав их так, чтобы они звучали ласково, выдели в них суффиксы.

Стоит на лесной полянке красавица березка…




ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕФИКСА И СУФФИКСА