Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением

УРОК № 54

Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением

Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значения предлогов; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о предлогах; умеют различать значения предлогов.

Оборудование: учебник, таблица “Значения предлогов”.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ

И ЦЕЛИ УРОКА

– Слово учителя.

В русском языке около двухсот предлогов. Именительный падеж употребляется без предлогов. Самый богатый родительный падеж – более ста предлогов, винительный – двадцать, творительный – двадцать четыре, дательный – девятнадцать, предложный – только семь.

– Игра “Кто больше”.

Назовите известные вам предлоги.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Объяснительный диктант.

Запишите пословицы. Поставьте вопрос к наречиям. Подчеркните орфограмму в глаголах.

Учиться никогда не поздно. Легко обжечься,

если торопишься. За правое дело стоят смело. Сначала думает, а потом делает. Стреляет редко, да метко. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Тренировочное упражнение.

Из записанных на доске слов составьте словосочетания.

Скучать, о, дом; приехать, из, Киев; прийти, из, школа; говорить, о, дела; найти, под, дерево; идти к река; выглядеть, из-за, забор.

– Беседа с учащимися.

– С помощью чего слова соединяются в словосочетания?

– Почему предлог – служебная часть речи?

– Как пишутся предлоги со словами?

– Выделите предлоги в предыдущем задании прямоугольником и сделайте вывод о том, что же такое предлог.

– Работа с таблицей.

ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Значения предлогов

В русском языке

В украинском языке

Пространственное

Из комнаты

З кімнати

Под воду

Під воду

Между нами

Між нами

От Москвы

Від Москви

Около леса

Біля лісу

К берегу

До берега

Временное

С двух часов

З двох годин

До вечера

До вечора

На каникулах

На канікулах

Перед уроками

Перед уроками

Объектное

О сестре

Про сестру

С братом

З братом

Причинное

По невнимательности

Через неуважність

Из-за болезни

Через хворобу

От страха

Від страху

Запомните! Со словами скучать, думать, говорить, плакать, горевать употребляется предлог о: скучать о маме, говорить о книге и т. д.

– Тренировочное упражнение

Вставьте пропущенные предлоги. Определите их значение.

Подъехать… крыльцу, выйти… комнаты, говорить… них, идти… школы, тосковать… детях, сбежать… горы, начинать… азбуки, подплыть… берегу.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Составьте словосочетания, используя предлоги: без, через, из-за, из, от.

2. Переведите на русский язык. Выделите графически предлоги.

Росте біля школи, вийти з класу, йти з товаришем, переїхав через річку, казки про тварин, виходити з лісу, хвилюватися за дітей, поклав на стіл.

2. Раскройте скобки и выпишите в одну колонку слова с предлогами, а в другую – слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употребленные с предлогами.

(B)ходят семь богатырей

Семь румяных усачей.

(C)царевной

Вот Чернавка (в)лес (по)шла

И (в)такую даль (с)вела,

Что царевна (до)гадалась

И (до)смерти испугалась.

(Подо)ждать она хотела

(До)обеда, не стерпела

(В)руки яблоко взяла,

(К)алым губкам (под)несла,

(По)тихоньку (при)кусила

И кусочек (про)глотила.

(А. Пушкин)

3. Свяжите слова с помощью предлогов для и от.

Таблетки… головная боль; гимнастика… укрепление ног; средство… насекомые; жидкость… снятие лака; микстура… простуда; таблетки… бессонница.

– Редактирование словосочетаний.

Найдите ошибки в употреблении предлогов. Запишите словосочетания в исправленном виде.

Скучаю за братом, говорил про каникулы, приехал з папой, вернулся с Одессы, подошел до магазина, думал про оценки.

– Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 538.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 50.

2. Выполнить упражнение: [1] 539; [2] 423 (из текста выписать предлоги вместе со словами, которые они связывают; предлоги выделить).

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Почему предлог относится к служебным частям речи?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,00 out of 5)


Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением - Плани-конспекти уроків по російській мові


Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением