Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие

МОРФОЛОГИЯ

СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

44 – 45 Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие

417

1. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные теме “Сведения о речи. Речевая деятельность”. Какие темы вы будете изучать в этом разделе?

2. Просмотрите параграфы изучаемого раздела и назовите материал, который вам частично известен из изученного ранее на уроках русского и украинского языков. Охарактеризуйте известные вам понятия.

418

1. Прочитайте тексты и определите их основную мысль. 2. Докажите,

что первому тексту свойственны следующие признаки научного стиля:

– изложение научных фактов;

– логичность (приводятся доказательства);

– использование терминов и понятий:

– отсутствие эмоционально окрашенных слов.

Определите стиль второго текста. Свое мнение обоснуйте.

1. Речь – единственный универсальный инструмент, с помощью которого собеседники взаимодействуют в различных коммуникативных ситуациях в зависимости от поставленной цели.

В ходе общения мы обмениваемся мыслями, информацией, знаниями, чувствами и эмоциями, мнением о том, что увидели, услышали,

прочитали, узнали. При этом собеседники влияют на взгляды, вкусы, поведение друг друга.

Только в общении возможно воздействие на знания человека: общаясь с учителем, книгой или другими источниками знаний, в Интернете, ученик пополняет свои знания.

С помощью речи люди направляют действия друг друга, влияют на эмоции, чувства, взгляды. Одно слово может изменить настроение человека: вызвать гнев или радость, уныние или вдохновение.

2. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

В. Шефнер

3. Объясните, как вы понимаете смысл отрывка из стихотворения В. Шефнера.

419

1. Вспомните, какие нужны условия, чтобы общение состоялось

2. Рассмотрите схему. Какие элементы ситуации общения в ней пропущены? Назовите составляющие ситуации общения, которые оказались для вас новыми.

3. Восстановите схему и перенесите ее в тетрадь.

 Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие

420

Подготовьтесь объяснить, почему при общении надо учитывать условия ситуации общения. Для этого ответьте на вопросы.

– Одинаковые ли слова и выражения мы используем, когда, например, рассказываем о чем-то однокласснику и учителю?

– Совпадает ли реакция адресата речи на ваши слова, сказанные в доброжелательной форме и в резкой форме?

– Как вы будете воспринимать вашего ровесника, который в магазине настойчиво просит родителей купить ему что-то, используя при этом те же слова, выражения, интонации, что и дома?

Обоснуйте свое мнение. Приведите примеры.

421

1. Прочитайте диалоги. Охарактеризуйте представленные в них ситуации общения по всем составляющим.

1. Ребята направились к двери, но в палату стремительно вошла Надежда Николаевна:

– Добрый день, Надежда Николаевна, – радостно улыбаясь, приподнялся на кровати Соломин.

– Здравствуйте, здравствуйте, Иван Павлович. Я на минуточку, вон за чадами.

Ребята были очень довольны тем, что и мама догадалась прийти проведать дядю Соломина.

В. Астафьев

2. – Артем, нам надо серьезно поговорить.

– Все нормально, па.

– Ты ведь неглупый малый, – осторожно начал отец, но Артем перебит его:

– Па, не надо предисловий. Я тебе обещаю, что больше не стану сбегать с уроков, ну и, в общем, все остальное.

– Ты отдаешь себе отчет, что в четверти у тебя может быть неуд по математике?

– Я постараюсь исправить.

– Я знаю, что математика тебе дается трудно. Мы возьмем тебе репетитора, – сказал Виктор Юрьевич.

– Что?! Зачем это? – вскинулся Артем.

– Ты все так запустил, что сам не справишься.

– Не надо мне репетитора, – наотрез отказался Артем.

Т. Крюкова

3. В комнату вбежала Ленка. Николай Николаевич сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена.

– Тише!.. Тише!.. Безумная! Ну что ты топаешь как слон, только пыль выбиваешь из досок.

– Дай мне денег на дорогу, – сказала Ленка, торопливо застегивая портфель.

– А ты далеко собралась?

– Я уезжаю.

– А куда ты едешь, если не секрет? – Николай Николаевич впервые внимательно посмотрел на Ленку.

– К родителям, – ответила Ленка.

– А кто тебя отпустит?.. Какая самостоятельная! Они тебя привезли, они пусть и увозят.

В. Железников

2. На основе прочитанных диалогов докажите, что выбор собеседниками языковых средств определяет ситуация общения.

 Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие

422

1. Прослушайте текст и определите его тему. Озаглавьте текст.

2. Охарактеризуйте ситуацию общения.

3. Подготовьтесь к пересказу текста, отвечая на следующие вопросы:

– Что стало причиной спора родителей Севы?

– Что позволило избежать конфликта?

 Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие

До родительского собрания было еще полтора часа, а мама уже стала собираться. Увидев мамины приготовления, папа слегка побледнел:

– Ирина, позволь узнать, куда ты собираешься?

– А ты куда?

Папа уже облачился в вечерний костюм и сейчас ломал голову, какой из галстуков подойдет к нему лучше всего. Мамин вопрос застал его врасплох. Папа был человек прямой, и он сказал правду:

– К Севе на собрание. А ты куда?

– И я туда же, – невозмутимо ответила мама.

– Но послушай, Ирина… – возвысил голос папа, – сегодня моя очередь.

– Ну и что? – Маму ничем нельзя было пронять.

– Если ты помнишь, – папа заговорил мягко, но настойчиво, – в прошлый раз ты жаловалась на ужасную духоту.

– Верно, – согласилась мама. – В школе невыносимо топят. В классе нечем дышать

– Вот видишь, – радостно ухватился папа за мамино согласие. – Зачем тебе снова мучиться? Сегодня пойду я…

– Но сегодня, – произнесла мама так, как будто не слышала, что говорил папа, – но сегодня я все предусмотрела. Я надену легкое платье с короткими рукавами.

– Ну хорошо, – собрав всю силу воли, папа заговорил спокойно. – Неужели тебе не надоело каждый раз выслушивать одно и то же: “Ах, какой ваш сын прекрасный-распрекрасный, он гордость и слава школы, спасибо, большое спасибо родителям, что воспитали такого хорошего сына”.

– Я вижу, что это тебе надоело слушать, как хвалят твоего сына, – парировала мама. – Ну что ж, сегодня я избавлю тебя от этой малоприятной и скучной обязанности.

Папа простонал. Он понял, что допустил промах. А мама, воспользовавшись папиной оплошностью, нанесла ему решительный удар.

– Целый день крутишься на работе, устаешь, – пожаловалась она. – А вечером за вами убираешь, стираешь, готовишь… Неужели я не имею права хоть на несколько минут радости? Неужели я не могу пойти к Севе на собрание, чтобы услышать, какого прекрасного сына я воспитала?

Мама поняла, что папа повержен. Но насладившись сполна победой, она проявила великодушие:

– А почему бы нам не пойти на собрание вдвоем?

– В самом деле, – обрадовался папа. – Отличная мысль. Пойдем на собрание вместе.

Все кончилось миром, и мама с папой отправились на родительское собрание, совершенно не подозревая, что их там ждет.

По В. Машкову

423

1. Перескажите текст упражнения 422. преобразуя диалогическую речь в монологическую.

2. Представьте, что это случилось в вашей семье и вы рассказываете об этом своей бабушке. Продолжите текст своими предположениями о том, что могло произойти на собрании.

424

1. Повторно прочитайте текст упражнения 422. Какие аргументы приводили родители, чтобы один из них не пошел на собрание? Были ли эти аргументы убедительны? Кто из родителей Севы использовал более весомые аргументы, доказывая, что именно он должен пойти на собрание?

2. Прочитайте памятку. Составьте и разыграйте диалог – обмен мнениями по поводу поставленных вопросов.

Учись учиться, учись общаться, учись жить как в разговоре выражать собственное мнение

1. Внимательно слушайте собеседника, уважайте его мнение.

2. Не осуждайте человека за его мнение.

3. Избегайте в разговоре категоричности при помощи реплик: Возможно, ты прав, но я всегда думал, что…; Интересное мнение. А по этому поводу еще говорят… : Видимо, это так и есть, но мне кажется…;

4. Будьте готовы воспринять позицию вашего собеседника, если она будет убедительна.

425

1. Разыграйте три диалога, используя для начала общения данную реплику, а для продолжения каждого диалога – три варианта ответных реплик Диалог должен состоять из 4-6 реплик.

2. Проанализируйте каждую ситуацию общения. Определите цель инициатора общения. Во всех ли ситуациях достигается данная цель? Почему в некоторых ситуациях цель не была достигнута?

3. Установите, в каких ситуациях собеседники не следуют правилам речевого этикета? Формируются ли в этих ситуациях партнерские отношения? Какие варианты ответных реплик сделали общение неэффективным?

– Миша, сделай, пожалуйста, музыку тише. Она мне мешает.

1. – Да, конечно. Извини.

2. – Что ты говоришь? Не слышу.

3. – Почему, когда я слушаю музыку, кому-то обязательно надо от-

4. Сделайте вывод: является ли достижение цели достаточным для эффективного общения? Как следует определять эффективное общение?

426

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Какую информацию вы считаете главной, а какую – дополнительной?

У каждого из вас постоянно возникают разные причины, которые побуждают вступать в общение для достижения определенной цели. Достичь цели общения можно при нескольких условиях:

– если использовать языковые средства, которые позволяют максимально эффективно реализовать цель в конкретной ситуации общения;

– если собеседник получит информацию, которая выражает вашу цель, и правильно ее определит.

Достижение говорящим своей цели в общении обеспечивает результативность общения.

Общение, в ходе которого достигнута желаемая цель и построены или сохранены дружеские отношения с собеседником, является эффективным.

2. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

427

1. Прочитайте начало фразы. Завершите ее объяснением причины.

Каждый из нас дач жен уметь общаться эффективно, потому что….

2. Запишите получившуюся фразу.

428

1. Прочитайте текст. Охарактеризуйте описанную в тексте ситуацию общения по всем составляющим.

2. Укажите в художественном тексте элементы научно-популярного стиля.

Назавтра Сергей уже забыл, что собирался делать робота. После школы он ворвался в квартиру, бросил в коридоре портфель и продекламировал:

– “А” и “Б” сидели на трубе. “А” упало, “Б” пропало.

Что осталось на трубе?

– Вот тебе и на! – засмеялся отец. – Наш кибернетик сделал открытие. По-моему, эту задачку изучают в детском саду.

– Хорошо, – сказал Сережа, – если это задачка для детского сада, тогда реши ее.

– Да ну тебя, Сережа, отстань! Мне еще до самой ночи сидеть над чертежом.

Павел Антонович пошел было в комнату, но Сергей вцепился в него, как клещ.

– Нет, ты не увиливай! Ты скажи, что осталось на трубе?

– Наверно, “И”? – Отец пожал плечами.

– Вот ты рассуждаешь как раз примитивно, – важно сказал Сережа. – Предположим, “А” – это трубочист, “Б” – печник. Если они оба свалились, как же могло остаться “И”? Это не предмет, его нельзя потрогать или уронить.

Сергей сделал маленькую паузу и хитро улыбнулся:

– Но ты тоже прав. Раз ты не сбросил с трубы “И”, ты его заметил. Значит, это слово несет важную информацию. А именно: оно обозначает тесную связь между объектом “А” и объектом “Б”. Хотя это “И” не предмет, оно существует.

– Мудрено, – сказал Павел Антонович, – но мы, кажется, друг друга поняли.

– А по-моему, все очень просто, – продолжал сын. – Каждая буква, каждое слово, даже вещь, даже ветер или солнце несут свою информацию. Ты, например, читаешь газету и узнаешь новости. Я решаю

Задачу, применяю формулы и нахожу ответ. Где-то в море капитан ведет корабль и смотрит, какие волны, какой ветер. Все мы делаем одно и то же: берем какую-то информацию и работаем.

Из этой “ученой” речи отец сделал неожиданный вывод:

– Значит, если ты приносишь тройку и говоришь “я все знал”, надо верить не твоим словам, а результату, дневнику. Очень мудрое правило!

– Ну, теперь у меня не будет ни одной тройки, – убежденно сказал Сергей. – Я буду изучать все машины.

По Е. Велтистову

429

Представьте, что в тот момент, когда вы читали текст упражнения 424, вам позвонил друг (подруга), и вы хотите поделиться с ним (с ней) прочитанной информацией. Перескажите текст, сохраняя стиль повествования и учитывая заданные условия ситуации общения.

430 Диалог

1. Прочитайте два варианта начала диалога – обмена мнениями. Определите, в каком из вариантов ответная реплика демонстрирует стремление говорящего к эффективному общению и желание соблюдать правила выражения своего мнения (см. памятку на с. 185). Предположите, как будет развиваться общение в каждой из ситуаций, чем оно может завершиться?

2. Письменно продолжите каждый диалог четырьмя репликами, используя материал упражнения 428.

1. – Мне кажется, что все, что нас окружает, несет определенную информацию.

– С чего ты это взял? Нет, я с тобой не согласен, ты не прав.

– … .

– … .

– … .

– … .

2. – Мне кажется, что все, что нас окружает, несет определенную информацию.

– Интересное мнение, но мне кажется, что не все имеет значение.

– … .

– … .

– … .

– … .

3. Какой вывод вы можете сделать, выполнив это упражнение?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие - Російська мова


Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие