РАЗДЕЛ 4 СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ
Глава 1. Социальное благополучие
§ 19. ОБЩЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
В этом параграфе ты:
· исследуешь прогресс в развитии средств массовой коммуникации;
· вспомнишь, какие существуют каналы коммуникации;
· будешь учиться устанавливать контакт с разными людьми;
· потренируешь умение говорить, активно слушать, избегать недоразумений и уточнять содержание сообщения.
Средства коммуникации
Общение (коммуникация) – это обмен мыслями, чувствами, впечатлениями, то есть сообщениями.
1. Как люди передавали сообщения друг другу, когда не существовала почтовая служба?
2. Расспроси дедушку или бабушку, какие средства коммуникации существовали во времена их детства.
3. Какие средства коммуникации были доступны в детстве твоим учителям?
4. Назови как можно больше современных средств массовой коммуникации.
5*. Попробуй представить, какие средства коммуникации появятся через 20 лет.
Сообщения передаются словами, то есть вербально (устно или письменно), и без слов (с помощью интонации, силы голоса, темпа речи, а также мимики, жестов, положения тела).
1. Объединитесь в 3 группы. Продемонстрируйте невербальные каналы общения.
Группа 1: произнесите какое-нибудь слово, например “привет”, с различной интонацией (радостной, грустной, саркастической, пренебрежительной, призывной…).
Группа 2: произнесите это слово голосом разной силы и в разном темпе.
Группа 3: произнесите его, сопровождая разной мимикой и жестами.
2. Какие сообщения получали при этом окружающие?
Навыки коммуникации
Людям необходимо развивать навыки коммуникации, которые также называются навыками эффективного общения. Ведь те, кто умеет общаться, чувствуют себя менее одинокими, более благополучными и счастливыми, чем те, у кого нет хорошо развитых социальных навыков. Важнейшими навыками коммуникации являются: умение начинать общение, понимать и применять “язык жестов”, активно слушать, избегать недоразумений.
Как начать общение
Чтобы послушать любимую радиостанцию, ты сначала настраиваешь радиоприемник на ее волну. Так же и в общении сначала настраиваешься на собеседника. Например, по-разному начинаешь разговор со своим лучшим другом и с директором школы.
Для начала нужно установить невербальный контакт. Чтобы тебя заметил друг, ты помашешь ему рукой, похлопаешь по спине или обнимешь за плечи. К учителю или директору школы просто подойдешь и станешь перед ним. Когда собеседник посмотрит тебе в глаза, невербальный контакт установлен. После этого устанавливаешь вербальный контакт. Чаще всего – с помощью приветствия. Другу можешь сказать: “Привет! Как дела?”, а к учителю обратишься иначе: “Добрый день, Станислав Иванович. Можно вас о чем-то спросить?”
Навыки активного слушания
Умение слушать не менее важно, чем умение говорить. Тот, кто слушает, является активным участником разговора (табл. 7).
Он слушает внимательно, смотрит на собеседника, старается все понять, проникается его переживаниями.
Он подбадривает собеседника, но не перебивает его, не отвлекается и не меняет темы разговора.
Если чего-то не понял, старается это уточнить. Выражает свою точку зрения, внимательно выслушав собеседника.
Таблица 7
Как избегать недоразумений
Поиграйте в игру “Испорченный телефон”. Объединитесь в 2 команды и постройтесь в 2 шеренги. Учитель показывает ученикам, которые стоят в шеренге первыми, рисунки, а они невербально передают их содержание следующему участнику. Последние в шеренгах рисуют то, что поняли. Сравните эти рисунки с теми, что у учителя.
Недоразумения – это ошибки в общении. Чтобы избежать их, запомни правило: “Соответствие. Конкретность. Уточнение”.
Соответствие. Более половины информации люди передают и воспринимают невербально. Важно, чтобы твои слова соответствовали выражению твоего лица, мимике, жестам. Например, если тебе грустно, но ты говоришь об этом с улыбкой, собеседник может подумать, что ты шутишь, и не поверит тебе.
Конкретность. Недоразумения часто возникают из-за того, что люди выражаются неконкретно. Скажем, вы договорились, что друг завтра позвонит тебе. Ты с самого утра ждал его звонка. Наконец твое терпение лопнуло, ты позвонил ему и высказал свое недовольство. Но друг сказал, что собирался позвонить вечером. Значит, он должен был выразиться точнее или тебе следовало спросить, когда именно ждать звонка.
1. Назовите примеры ситуаций, в которых следует уточнить информацию (рис. 37).
2. Вспомни подобную ситуацию из своей жизни.
Рис. 37
Уточнение. Умение задавать уточняющие вопросы улучшает качество общения. Если ты кому-то что-то рассказываешь или объясняешь, спроси, все ли он понял. И наоборот, если тебе что-то объясняют или рассказывают, не стесняйся переспросить то, чего не понял (рис. 38).
Рис. 38. Какой вопрос нужно задать, чтобы избежать недоразумения?
Если ты не уверен, правильно ли понял собеседника, используй перифраз. Начни со слов: “Если я правильно тебя понял…” и далее перескажи своими словами то, что тебе рассказали.
Итоги
Общение – это обмен мыслями, чувствами, впечатлениями, то есть сообщениями.
Средства коммуникации помогают людям общаться на расстоянии. Они все время совершенствуются.
Сообщения передаются вербально и невербально. Качество общения зависит в первую очередь от умения говорить и слушать, понимать и использовать “язык жестов”.
Недоразумения – это ошибки в общении. Конкретность и умение уточнять сообщение помогут избежать подобных ошибок.