Окончания имен прилагательных (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Как мы выглядим?” (продолжение)

УРОК № 44

Тема. Окончания имен прилагательных (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Как мы выглядим?” (продолжение)

Цель: развивать навыки правильного произношения прилагательных на – ого, – его; сформировать навык правописания падежных окончаний прилагательных; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

(При проверке домашнего задания обращайте внимание на написание и произношение

окончаний прилагательных в родительном падеже мужского рода.)

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Объяснение учителя.

В русском языке, в отличие от украинского, в именах прилагательных мужского рода в родительном падеже пишутся окончания – ого, – его, а произносятся – [ова], [эва]. Сравните:

В русском языке:

В украинском языке:

Р. п. широкого [ова]

Синего [эва]

Р. в. широкого [ого]

Синього [ого]

(Таблица

– на доске или на карточках на каждой парте.)

2. Задание учащимся.

– Запишите прилагательные с существительными в форме родительного падежа, поставьте ударения. Прочитайте словосочетания вслух.

Громкий голос, хороший подарок, большой дом, интересное путешествие, темный вечер, зимний день.

– Обозначьте окончания прилагательных, подчеркните в них первую гласную. В каком случае мы напишем е, а в каком – о?

3. Объяснение учителя.

Если окончание безударное (слабая позиция для гласного звука), нужно быть внимательным при выборе гласной.

– После каких согласных вы написали в окончании е? (После ш или мягкого [н’].)

– После каких согласных вы написали в окончании о? (После твердых.)

Вывод. В безударных окончаниях прилагательных после твердых согласных пишется о, после мягких и шипящих – е.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Лингвистическая задача.

– Докажите правильность написания безударных окончаний имен прилагательных.

Ранним утром, в дремучем лесу, крепкого здоровья, о храбром зайце, яркому солнцу, за деревянным домом.

– Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

2. Графическое обозначение орфограммы “Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных”.

(Задание, записанное на карточках,- на каждой парте.)

– Поставьте данные существительные в предложный падеж и согласуйте с ними прилагательные. Запишите словосочетания. Графически объясните выбор букв в безударных окончаниях прилагательных.

Пушистый снег, душистый ландыш, маленький рыжик, грустный взгляд, чужой город, чудесное утро, жилой дом, активный участник, серьезная причина, коренной житель, поздний ужин.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение диалога в лицах.

Учебник, с. 198-199.

2. Составление диалога по образцу.

Упр. 439.

3. Устное описание по картине.

Упр. 442.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 38, 39.

2. Выполнить упр. 434, 443.




Окончания имен прилагательных (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Как мы выглядим?” (продолжение)