Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы и паронимы

УРОК № 31

Тема. Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы и паронимы

Цель: дать учащимся понятие об омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарем омонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения омонимов, паронимов; отличают омонимы от многозначных слов, от паронимов; пользуются словарем омонимов, толковым словарем.

Оборудование: учебник, словарь

омонимов, толковый словарь, схема “Омонимы”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Прослушайте текст. Определите значение слов, звучащих одинаково.

Я хочу боксером стать,

Только как мне лень прогнать?

Мой боксер отважен, смел –

Всех овчарок одолел.

Стали мы тренироваться.

Нет, за ним мне не угнаться.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего

задания.

– Тренировочное упражнение.

Подберите к данным словам: I вариант – синонимы; II вариант – антонимы.

Жара, смелый, аккуратный, проснуться.

Для справок: храбрый, жарище, заснуть, зной, неряшливый, очнуться, пробудиться, холод, чистоплотный, трусливый.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 143.

– Работа со схемой.

См. с. 104.

 Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы и паронимы

– Тренировочные упражнения.

1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.

Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?

2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.

Потолок – потолок, май – май, скосил – скосил.

– Слово учителя.

В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.

В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.

Например:

Лайка1 – название породы охотничьих промысловых собак.

Лайка2 – сорт мягкой кожи.

Фаланга1 – ряд, шеренга.

Фаланга2 – каждая из трех косточек пальца.

Фаланга3 – ядовитое животное отряда членистоногих.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Лингвистическая минутка.

Отгадать загадки, объяснить значения омонимов. Записать самостоятельно составленные словарные статьи.

Летом все разровняет,

А зимой с коньками приглашает.

Ответ: каток.

Тяжести на стройке поднимает,

В доме газ и воду охраняет.

Ответ: кран.

От дождя прикроет, спрячет.

Дождь пройдет – как шар маячит.

Ответ: дождевик.

– Проблемное задание.

Определите, какие из выделенных слов являются омонимами, а какие – многозначными словами? Объясните свой выбор.

Печь еще не остыла.- Мама начала печь пироги к завтрашнему празднику. “Я лечу зверей”,- сказал Айболит.- “Я лечу сегодня в Киев”,- сказал брат. На чердаке что-то загорелось.- “Загорелось тебе ехать сегодня”,- покачала головой бабушка. Кнопка на куртке была оторвана. Кнопка звонка была испорчена.

I вариант

Запишите предложения с омонимами.

II вариант

Запишите предложения с многозначными словами.

Запомни!

Паронимы – близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении слова.

– Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова в соответствии с их лексическим значением.

Если человек мало знает, о нем говорят: “…!” А если человек груб, невежлив, его называют… (невежа, невежда). Гол можно забить…, а отношение к работе должно быть… (ответный, ответственный). Всех нас радовала… канарейка. С помощью… связок образуются гласные звуки (голосистый, голосовой).

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 28, 29.

2. Выполнить упражнение: [1] 325; [2] 80.

– Вопрос учащимся.

– Как различить омонимы и многозначные слова?




Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы и паронимы