Определение

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 21

Тема. Определение

Цель: углубить знания учащихся об определении как второстепенном члене предложения; ознакомить с согласованным и несогласованным определением; развивать умение делать синтаксический разбор предложений, выделять в тексте согласованные и несогласованные определения, использовать их в речи; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Ходьба и движение способствует игре мозга и работе мысли.

ЖЖ. Руссо

I.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Трое учащихся записывают по два предложения с прямым и непрямым дополнениями, выделяют дополнение и определение.)

2. Беседа.

1) Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

2) Что такое дополнение?

3) Какими частями речи может выражаться дополнение?

4) Какое дополнение называется прямым?

Чем оно выражается?

5) Чем может быть выражено непрямое дополнение?

6) Что такое обстоятельство?

7) Что такое определение?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

– Прочитайте и скажите, в каких предложениях прилагательные и порядковые числительные являются определениями, а в каких – входят в именную часть сказуемого.

1) С горы открывался чудесный вид. – Вид с горы был чудесный.

2) Весь месяц стояла ненастная погода. – Весь месяц погода была ненастная.

3) Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

4) Стояли погожие дни. – Дни погожие.

5) За полотном узкоколейки непроходимым частоколом стоит молодой сосняк. Непроходимым он кажется только издалека.

2. Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным. Определения отвечают на вопросы какой? чей?

Определения бывают согласованные и несогласованные. Согласованные определения, относясь к существительным, согласуются с ними в роде, числе, падеже.

Несогласованные определения связываются со словами при помощи других способов (управления или примыкания).

Сравните: (Какая?) Чердачная лестница была очень крутая (согл. опред.).

Лестница (какая?) на чердак была очень крутая (несогл. опред.).

Дайте мне (какую?) интересную книгу (согл. опред.).

Дайте мне книгу (какую?) поинтереснее (несогл. опред.).

Мечта (какая?) купить автомобиль (несогл. опред.).

Несогласованные определения (управляемые) выражают признак более конкретный, часто имеют добавочное значение дополнения или обстоятельства. Настя любила шоссе (какое?) над морем.

Несогласованное определение может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием. На первой парте сидела девочка (какая?) с голубыми глазами.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

2. Лингвистическое исследование.

– Прочитайте текст, найдите и выпишите определения с определяемыми словами, укажите их тип, а также, чем они выражены.

– Составьте схемы второго, шестого и восьмого предложений.

На бывшей окраине нашего города создан для детей спортивный

Комплекс. В центре его построено невысокое куполообразное здание из стекла и бетона. Это зимний бассейн для плавания. Слева находится футбольное поле с беговой дорожкой. Неподалеку устроены площадки для баскетбола и волейбола; есть два расположенных рядом теннисных корта. Для занятий легкой атлетикой отведена территория справа. С утра до вечера в городке много ребят разного возраста. Их мечта серьезно заниматься спортом стала реальностью.

3. Творческое реконструирование.

– Перепишите предложения, заменяя согласованные определения несогласованными.

Например: На витрине стояла хрустальная ваза. – На витрине стояла ваза из хрусталя.

1) Технический работник был одет в сатиновый халат.

2) В киоске был большой выбор иллюстрированных журналов.

3) Автомобильная стоянка находилась недалеко от вокзала.

4) Через три часа показались горные вершины.

5) Книги в библиотеке выдавала высокая черноглазая девушка.

4. Индивидуальная работа.

– Прочитайте предложения, перепишите их, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

– Найдите определения, выраженные причастиями.

– Объясните, в каких случаях причастный оборот выделяется запятыми.

– Объясните, в каких случаях не пишется с причастиями слитно, а в каких – раздельно.

1) Воздух еще (не)ставший знойным приятно осв..жает грудь.

2) Солнце еще (не)вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3) (Не)скош..ные луга душисты.

4) (Не)тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах.

5) Спорый дождь льется отвесно сильно.

6) Он всегда приближается с набегающим шумом.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое определение?

2) Какие определения называются согласованными? Какие – несогласованными?

3) Чем выражаются согласованные и несогласованные определения?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Составить 5 предложений с определениями, выраженными синтаксически неделимыми словосочетаниями.




Определение