Определенно-личные предложения

УРОК № 25

Тема. Определенно-личные предложения

Цель: углубить знания учащихся об определенно-личных предложениях как разновидности односоставных предложений; формировать умение отличать определенно-личные предложения от других односоставных предложений с главным членом – сказуемым; развивать у детей память; воспитывать у них любовь к родной земле.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают определенно-личные предложения; выделяют главный член определенно-личного предложения; используют их в речи с учетом синонимии.

Оборудование:

учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Объяснительный диктант с дополнительным заданием.

Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид односоставных предложений. Любые два односоставные предложения замените двусоставными.

Гладь почти безветренная. Широкий след за кормой. Простор, вода и небо. Хочется не говорить, а молчать. Вот уже и первая чайка. Вот уже не видно камней на нашем берегу. Вот уже и людей не видать.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Сравните предложения. Синонимичны ли они? В чем разница? Как разница в строении влияет на стилистику предложения?

Мы приедем завтра утром. Приедем завтра утром.

Вы уступайте место старшим. Уступайте место старшим.

Я выполню свое обещание. Выполню свое обещание.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 113.

[2] – с. 78-79.

– Слово учителя.

Предложения, в которых сказуемые выражены формой изъявительного наклонения, могут употребляться как с подлежащим, так и без него, т. е. могут быть как односоставными, так и двусоставными. Смысловые различия этих предложений не очень значительны. Они заключаются в том, что определенно-личные предложения в большей степени указывают на действие: Надеюсь на успех в лыжном кроссе. Двусоставные предложения содержат не только действие, но и деятеля: Я надеюсь на успех в лыжном кроссе. Те предложения, в которых сказуемое выражено формой повелительного наклонения, как правило, не допускают употребления местоимений: Ты регулярно делай зарядку. – Регулярно делай зарядку. Однако употребление местоимений 1-2 лица при глаголе в повелительном наклонении свойственно поэтической речи: Ты взойди, взойди, солнце красное.

– Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте предложения и сделайте вывод о том, необходимо ли употребление подлежащего-местоимения.

Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (А. Кольцов) Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (А. Кольцов) Не боли ты, душа! Отдохни от забот! (И. Никитин) Ты, солнце святое, гори! (А. Пушкин)

2. Спишите предложения, раскрывая скобки. К какому типу односоставных предложений они относятся? Ответ аргументируйте. Объясните орфограммы.

Умейте читать с инт..ресом и (не)тор..пясь. (Не)бр..сайтесь только на каждую модную книгу. (Не)буд..те суетны. Я (не)гов..рю: перестан..те см..треть тел..визор. Но я г..ворю: тратьте свое время на то, что д..стойно этой траты. См..трите с выбором. Читайте же больше и читайте с вел..чайшим выбором.

(Д. Лихачев)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Преобразуйте предложения в определенно-личные, если это возможно. Почему остальные не допускают такого преобразования? Мы любовались чудесной картиной природы. Мы идем по лесной тропинке. Лодка чуть покачивалась у причала. Ты не забудь вернуть книгу. Он учится в десятом классе. Мы ощупью входим в коридор.

2. Запишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните сказуемое в определенно-личных предложениях. Определите форму глагола. Устно замените данные предложения двусоставными. Каким членом предложения является инфинитив в последнем предложении?

Люблю осе..ее (не)наст..е. Люблю напер..кор д..ждю и мокрому снегу шагать по оловя..ым д..рогам, по кислому суглинку и сырой листве. Целый день, не зная устали, бр..жу и бр..жу по узеньким тропинкам. Едва в..лочу усталые ноги. А проб..жит день-другой, без следа испарится усталость. И снова отправлюсь туда, в (не)хоже..ые дали, открывать луч..зарную крас..ту р..дного края.

(Н. Никонов)

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 110 (письменно).

[2] – 192 (письменно).

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– Чтение текста учителем.

АЛУПКА

В этом провинциальном городе столько удивительных мест! Здесь находится знаменитый Воронцовский дворец, утопающий в экзотической зелени парка, окутанный дымкой тайн и легенд. По знаменитой алупкинской канатке можно отправиться на вершину Ай-Петри.

А воздух! Сосновые леса в сочетании с влажным морским воздухом врачуют любые заболевания дыхательных органов.

История Алупки насчитывает более тысячи лет. После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году Алупка становится собственностью князя Григория Потемкина, а с 1823 года переходит во владение графа Михаила Воронцова, который в 1824 г. решил построить резиденцию у моря. Здание очень удачно вписалось в пейзаж.

Обращенный к морю южный фасад напоминает знаменитый замок Альгамбра арабских правителей Испании в Гренаде. На фризе глубокой ниши фасада шестикратно повторяется стилизованная арабская вязь: “Нет Бога кроме Аллаха”. Перед фасадом расположена так называемая “Львиная терраса” – лестница, охраняемая фигурами львов. Бодрствующие звери наверху строения точь-в-точь повторяют львов с гробницы папы Климента XII в Риме.

Со стороны гор это монументальное строение напоминает мрачные замки английских аристократов. Контуры дворца в точности повторяют очертания горы Ай-Петри. Очень живописно и загадочно!

Парк, в котором расположился замок графа, называют царством гармонии и величия. Многие растения можно увидеть только здесь. Фонтаны парка и могучие кроны реликтовых деревьев создают прохладный оазис в разгар жаркого лета. Здесь же можно понаблюдать за грациозными лебедями – обитателями здешних прудов, оценить прохладу водопадов, посетить грот с могилой любимой собаки Воронцова. Здесь всегда приятно прогуляться: и когда поляны покрыты снегом, и когда они благоухают зеленой травой и цветами.

Посетившие Алупку раз, будут стремиться сюда вновь!

(А. Бойченко)

– Словарная работа.

(Ученики записывают значения неизвестных слов в тетради.)

Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

Фасад – передняя сторона здания.

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

Грот – пещера, преимущественно искусственная.

– Вопросы и задания к тексту.

– Что могут добавить к описанию те, кто бывал во дворце, парке?

– Что нового вы открыли для себя после прослушивания текста?

– Составьте простой план текста.

– Перескажите описание парка и дворца.

– Составьте несколько определенно-личных предложений, передающих ваше отношение к Крыму, впечатление от экскурсий.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – с. 114 (описать картину Н. Ромадина “В родных местах Есенина”); [2] – 193 (письменно).

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Задание учащимся.

Закончите предложение: “Определенно-личное предложение – это…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 5)


Определенно-личные предложения - Плани-конспекти уроків по російській мові


Определенно-личные предложения