ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ. ПРИЕМЫ СБОРА МАТЕРИАЛА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

РЕЧЬ

ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

§ 57. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ. ПРИЕМЫ СБОРА МАТЕРИАЛА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

347. I. Спишите текст.

Пусто в избе, где я живу. По ночам в ней тихо трещат стены. Днем она поражает чистотой. До блеска вымытые окна загораживают цветы, тоже с блестящими протертыми листьями. Белые полы пахнут мылом и березовым веником. По полам от дверей раскинуты старые сети. От сетей в избе стоит пряный запах моря, водорослей. На почетных грамотах, фотографиях, настенных зеркалах – всюду висят чистые, голубые от

синьки, расшитые полотенца. Столы и сундуки покрыты суровыми хрустящими скатертями.

(Ю. Казаков)

II. На основании описания интерьера расскажите, каков, по вашему мнению, род занятий хозяев избы. Обоснуйте свое суждение с помощью выдержек из текста.

348. I. Прочитайте текст. Выберите из него описание интерьера. Каковы его особенности в данном тексте?

Дом-оазис*

Строя дом в пустыне, человек всегда стремился отгородить себе кусочек оазиса. Но как это сделать?

Дерево в кухне? Озеро в спальне? Не может быть!

Однако именно так и выглядит среднеазиатское жилище. Дом словно заключает в объятья

и дерево, и озеро – весь маленький зеленый дворик. На самом деле это не только дворик, а настоящее жилое помещение, еще одна комната в доме. Большую часть дня и всю ночь люди стараются проводить не в душных помещениях, а на воздухе, в комнате под открытым небом. Здесь и принимают гостей, и пьют зеленый прозрачный чай, и жарят вкусное баранье мясо, и спят.

Снаружи в домах нет окон. Только небольшая деревянная дверь.

Глухие глиняные стены надежно берегут маленький оазис внутри дома от знойных сухих ветров.

(Из журнала)

II. Какие средства связи предложений использованы в тексте?

ІІІ. Составьте диалог (обмен мнениями) на основе информации, почерпнутой из текста. Не забудьте о правилах речевого поведения. Используйте формулы речевого этикета.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.

349. I. Рассмотрите репродукцию картины К. Юона “Августовский вечер. Последний луч”. Обратите внимание на то, как тема картины раскрывается автором с помощью интерьера.

 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ. ПРИЕМЫ СБОРА МАТЕРИАЛА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

К. Юон. Августовский вечер. Последний луч

II. Подберите и запишите слова и выражения, которые будете использовать при описании картины.

III. Опишите картину (устно). Помните, что во вступлении уже должна быть заявлена тема. Конец должен быть итогом того, о чем говорилось в основной части. Используйте ранее выписанный и справочный материал.

Для справок. Вечер, последние солнечные лучи, блики на стенах, на других предметах, угол дачной комнаты, окно, за окном, расставлены, вдоль, стулья, стол, покрытый белой скатертью, закатные дали, холодноватые тени, падающие на подоконник, тишина и гармония, покой, бревенчатые стены светятся золотом.

350. I. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: кто помогает нам всмотреться и вслушаться в окружающую нас жизнь? Какие умения нужны человеку, чтобы видеть и слышать в самом простом необычное?

Удивительного вокруг нас много. Но не все умеют увидеть, почувствовать это. Вслушаться, всмотреться в окружающую нас жизнь, увидеть прекрасное, необыкновенное в обыкновенном помогают нам писатели, художники, композиторы.

Но хорошо написать или нарисовать можно лишь в том случае, когда знаешь то, о чем пишешь или что рисуешь.

Не случайно люди искусства и науки много наблюдают, детально изучают все, что будут создавать. Не все можно удержать в памяти. Необходимо не только уметь наблюдать, но и делать выписки из прочитанных книг, записывать кратко то, что взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило.

(По Т. Ладыженской)

II. Собирать материал о чем-либо и пользоваться собранным – необходимое умение в жизни человека. Прочитайте памятку, которая поможет вам ознакомиться с приемами сбора материала.

1. Развивайте в себе наблюдательность.

2. Учитесь видеть самое удивительное в том, что наблюдаете.

3. Записывайте свои наблюдения, делайте выписки из прочитанных книг, отличайте главное от второстепенного.

4. Учитесь систематизировать собранный материал.

Образец систематизации собранного материала

Тема: Наш класс

Основная мысль – самый уютный в школе.

План

1. Школа, в которой я учусь.

Школа, парк, зелень, простор, здание, школьный двор, спортивная площадка.

2. Где находится класс.

Широкий вестибюль, прямо по коридору – кабинет литературы. Это наш класс.

3. Убранство класса.

Портреты писателей, на полках книги.

Доска, компьютер, телевизор.

Большие окна, много света, солнца, цветы, солнечные блики, кашпо.

4. Самый уютный в школе.

Мебель расставлена необычно: светлые парты образуют полукруг, замыкает его учительский стол; тепло и уютно.

351. Ознакомьтесь с образцом систематизации собранного материала (с. 234). Подготовьте рабочий материал к сочинению-описанию своей комнаты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 4,33 out of 5)


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ. ПРИЕМЫ СБОРА МАТЕРИАЛА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - Російська мова


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ. ПРИЕМЫ СБОРА МАТЕРИАЛА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ